Виктор Пелевин
Премия Андрея Белого 2017 присуждается за книгу «iPhuck 10», М., 2017

Русский писатель, эссеист, автор культовых романов 1990-х годов: «Омон Ра», «Чапаев и Пустота» и «Generation „П“».
Родился в Москве в 1962 году. Окончил Московский энергетический институт (МЭИ) в 1985.
С 1989 по 1991 учился в Литературном институте имени А. М. Горького. В это время (вместе с Альбертом Егазаровым и Виктором Куллэ) основал издательство, в частности, выпустившее русский перевод трехтомника Карлоса Кастанеды.
С 1989 по 1990 год работал штатным корреспондентом журнала «Face to Face», сотрудничал с журналом «Наука и религия». В 1991 году отдельной книгой вышел первый авторский сборник рассказов «Синий фонарь». В марте 1992 года в журнале «Знамя» был опубликован роман «Омон Ра», который привлёк внимание литературных критиков, а в 1993 году получил премии «Интерпресскон» и «Золотая улитка». Эти и следующие книги принесли Пелевину статус одного из самых заметных писателей России.
Лауреат многочисленных литературных премий, среди которых «Малый Букер» (1993), «Национальный бестселлер» (2004), «Большая книга» (2010, 3-е место), «НОС» (2019).
Работы
Романы
Омон Ра. М.: Текст, 1992.
Жизнь насекомых. М.: Знамя, 1993.
Чапаев и Пустота. М.: Вагриус, 1996.
Generation «П». М.: Вагриус, 1999.
Числа (в составе сборника ДПП (NN)). М.: ЭКСМО, 2003.
Священная книга оборотня. М.: ЭКСМО, 2004.
Шлем ужаса: Креатифф о Тесее и Минотавре. М.: Открытый мир, 2005.
Empire V. М.: ЭКСМО, 2006.
t. М.: ЭКСМО, 2009.
S.N.U.F.F. М.: ЭКСМО, 2011.
Бэтман Аполло. М.: ЭКСМО, 2013.
Любовь к трём цукербринам. М.: ЭКСМО, 2014.
Смотритель. М.: ЭКСМО, 2015.
Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами. М.: ЭКСМО, 2016.
iPhuck 10. М.: ЭКСМО, 2017.
Тайные виды на гору Фудзи. М.: ЭКСМО, 2018.
Непобедимое Солнце. М.: ЭКСМО, 2020.
Transhumanism Inc. М.: ЭКСМО, 2021.
KGBT+. М.: ЭКСМО, 2022.
Путешествие в Элевсин. М.: ЭКСМО, 2023.
Круть. М.: ЭКСМО, 2024.
Из текстов
Из повести «Затворник и Шестипалый»
– Отвали.
– ?..
– Я же сказал, отвали. Не мешай смотреть.
– А на что это ты смотришь?
– Вот идиот, Господи… Ну, на солнце.
Шестипалый поднял взгляд от черной поверхности почвы, усыпанной едой, опилками и измельченным торфом, и, щурясь, уставился вверх.
– Да… Живем, живем – а зачем? Тайна веков. И разве постиг кто-нибудь тонкую нитевидную сущность светил?
Незнакомец повернул голову и посмотрел на него с брезгливым любопытством.
– Шестипалый, – немедленно представился Шестипалый.
– Я Затворник, – ответил незнакомец. – Это у вас так в социуме говорят? Про тонкую нитевидную сущность?
– Уже не у нас, – ответил Шестипалый и вдруг присвистнул. – Вот это да!
– Чего? – подозрительно спросил Затворник.
– Вон, гляди! Новое появилось!
– Ну и что?
– В центре мира так никогда не бывает. Чтобы сразу три светила.
Затворник снисходительно хмыкнул.
– А я в свое время сразу одиннадцать видел. Одно в зените и по пять на каждом эпицикле. Правда, это не здесь было.
– А где? – спросил Шестипалый.
Затворник промолчал. Отвернувшись, он отошел в сторону, ногой отколупнул от земли кусок еды и стал есть. Дул слабый теплый ветер, два солнца отражались в серо-зеленых плоскостях далекого горизонта, и в этой картине было столько покоя и печали, что задумавшийся Затворник, снова заметив перед собой Шестипалого, даже вздрогнул.
– Снова ты. Ну, чего тебе надо?
– Так. Поговорить хочется.
– Да ведь ты не умен, я полагаю, – ответил Затворник. – Шел бы лучше в социум. А то вон куда забрел. Правда, ступай…
Он махнул рукой в направлении узкой грязно-желтой полоски, которая чуть извивалась и подрагивала, – даже не верилось, что так отсюда выглядит огромная галдящая толпа.
– Я бы пошел, – сказал Шестипалый, – только они меня прогнали.
– Да? Это почему? Политика?
Шестипалый кивнул и почесал одной ногой другую. Затворник взглянул на его ноги и покачал головой.
– Настоящие?
– А то какие же. Они мне так и сказали – у нас сейчас самый, можно сказать, решительный этап приближается, а у тебя на ногах по шесть пальцев… Нашел, говорят, время…
– Какой еще «решительный этап»?
– Не знаю. Лица у всех перекошенные, особенно у Двадцати Ближайших, а больше ничего не поймешь. Бегают, орут.
– А, – сказал Затворник, – понятно. Он, наверно, с каждым часом все отчетливей и отчетливей? А контуры все зримей?
– Точно, – удивился Шестипалый. – А откуда ты знаешь?
– Да я их уже штук пять видел, этих решительных этапов. Только называются по-разному.
– Да ну, – сказал Шестипалый. – Он же впервые происходит.
– Еще бы. Даже интересно было бы посмотреть, как он будет во второй раз происходить. Но мы немного о разном.
Затворник тихо засмеялся, сделал несколько шагов по направлению к далекому социуму, повернулся к нему задом и стал с силой шаркать ногами, так, что за его спиной вскоре повисло целое облако, состоящее из остатков еды, опилок и пыли. При этом он оглядывался, махал руками и что-то бормотал.
– Чего это ты? – с некоторым испугом спросил Шестипалый, когда Затворник, тяжело дыша, вернулся.
– Это жест, – ответил Затворник. – Такая форма искусства. Читаешь стихотворение и производишь соответствующее ему действие.
– А какое ты сейчас прочел стихотворение?
– Такое, – сказал Затворник.
Иногда я грущу,
глядя на тех, кого я покинул.
Иногда я смеюсь,
и тогда между нами
вздымается желтый туман.
– Какое ж это стихотворение, – сказал Шестипалый. – Я, слава Богу, все стихи знаю. Ну, то есть не наизусть, конечно, но все двадцать пять слышал. Такого нет, точно.
Затворник поглядел на него с недоумением, а потом, видно, понял.
– А ты хоть одно помнишь? – спросил он. – Прочти-ка.
– Сейчас. Близнецы… Близнецы… Ну, короче, там мы говорим одно, а подразумеваем другое. А потом опять говорим одно, а подразумеваем другое, только как бы наоборот. Получается очень красиво. В конце концов поднимаем глаза на стену, а там…
– Хватит, – сказал Затворник.
Наступило молчание.
– Слушай, а тебя тоже прогнали? – нарушил его Шестипалый.
– Нет. Это я их всех прогнал.
– Так разве бывает?
– По-всякому бывает, – сказал Затворник, поглядел на один из небесных объектов и добавил тоном перехода от болтовни к серьезному разговору: – Скоро темно станет.
– Да брось ты, – сказал Шестипалый, – никто не знает, когда темно станет.
– А я вот знаю. Хочешь спать спокойно – делай как я. – И Затворник принялся сгребать кучи разного валяющегося под ногами хлама, опилок и кусков торфа. Постепенно у него получилась огораживающая небольшое пустое пространство стена, довольно высокая, примерно в его рост. Затворник отошел от законченного сооружения, с любовью поглядел на него и сказал: – Вот. Я это называю убежищем души.