Виктор Пелевин

1962 (Москва)
2017 • Проза

Премия Андрея Белого 2017 присуждается за книгу «iPhuck 10», М., 2017

2003 • Проза
Диалектика переходного периода из ниоткуда в никуда. М.: ЭКСМО, 2003.
Портрет

Русский писатель, эссеист, автор культовых романов 1990-х годов: «Омон Ра», «Чапаев и Пустота» и «Generation „П“». 

Родился в Москве в 1962 году. Окончил Московский энергетический институт (МЭИ) в 1985. 
С 1989 по 1991 учился в Литературном институте имени А. М. Горького. В это время (вместе с Альбертом Егазаровым и Виктором Куллэ) основал издательство, в частности, выпустившее русский перевод трехтомника Карлоса Кастанеды. 

С 1989 по 1990 год работал штатным корреспондентом журнала «Face to Face», сотрудничал с журналом «Наука и религия». В 1991 году отдельной книгой вышел первый авторский сборник рассказов «Синий фонарь». В марте 1992 года в журнале «Знамя» был опубликован роман «Омон Ра», который привлёк внимание литературных критиков, а в 1993 году получил премии «Интерпресскон» и «Золотая улитка». Эти и следующие книги принесли Пелевину статус одного из самых заметных писателей России.

Лауреат многочисленных литературных премий, среди которых «Малый Букер» (1993), «Национальный бестселлер» (2004), «Большая книга» (2010, 3-е место), «НОС» (2019).

 

Работы

Романы

 

Омон Ра. М.: Текст, 1992.
Жизнь насекомых. М.: Знамя, 1993.
Чапаев и Пустота. М.: Вагриус, 1996.
Generation «П». М.: Вагриус, 1999.
Числа (в составе сборника ДПП (NN)). М.: ЭКСМО, 2003.
Священная книга оборотня. М.: ЭКСМО, 2004.
Шлем ужаса: Креатифф о Тесее и Минотавре. М.: Открытый мир, 2005.
Empire V. М.: ЭКСМО, 2006.
t. М.: ЭКСМО, 2009.
S.N.U.F.F. М.: ЭКСМО, 2011.
Бэтман Аполло. М.: ЭКСМО, 2013.
Любовь к трём цукербринам. М.: ЭКСМО, 2014.
Смотритель. М.: ЭКСМО, 2015.
Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами. М.: ЭКСМО, 2016.
iPhuck 10. М.: ЭКСМО, 2017.
Тайные виды на гору Фудзи. М.: ЭКСМО, 2018.
Непобедимое Солнце. М.: ЭКСМО, 2020.
Transhumanism Inc. М.: ЭКСМО, 2021.
KGBT+. М.: ЭКСМО, 2022.
Путешествие в Элевсин. М.: ЭКСМО, 2023.
Круть. М.: ЭКСМО, 2024.

Из текстов

Из повести «Затворник и Шестипалый»

 

– Отвали.

– ?..

– Я же сказал, отвали. Не мешай смотреть.

– А на что это ты смотришь?

– Вот идиот, Господи… Ну, на солнце.

Шестипалый поднял взгляд от черной поверхности почвы, усыпанной едой, опилками и измельченным торфом, и, щурясь, уставился вверх.

– Да… Живем, живем – а зачем? Тайна веков. И разве постиг кто-нибудь тонкую нитевидную сущность светил?

Незнакомец повернул голову и посмотрел на него с брезгливым любопытством.

– Шестипалый, – немедленно представился Шестипалый.

– Я Затворник, – ответил незнакомец. – Это у вас так в социуме говорят? Про тонкую нитевидную сущность?

– Уже не у нас, – ответил Шестипалый и вдруг присвистнул. – Вот это да!

– Чего? – подозрительно спросил Затворник.

– Вон, гляди! Новое появилось!

– Ну и что?

– В центре мира так никогда не бывает. Чтобы сразу три светила.

Затворник снисходительно хмыкнул.

– А я в свое время сразу одиннадцать видел. Одно в зените и по пять на каждом эпицикле. Правда, это не здесь было.

– А где? – спросил Шестипалый.

Затворник промолчал. Отвернувшись, он отошел в сторону, ногой отколупнул от земли кусок еды и стал есть. Дул слабый теплый ветер, два солнца отражались в серо-зеленых плоскостях далекого горизонта, и в этой картине было столько покоя и печали, что задумавшийся Затворник, снова заметив перед собой Шестипалого, даже вздрогнул.

– Снова ты. Ну, чего тебе надо?

– Так. Поговорить хочется.

– Да ведь ты не умен, я полагаю, – ответил Затворник. – Шел бы лучше в социум. А то вон куда забрел. Правда, ступай…

Он махнул рукой в направлении узкой грязно-желтой полоски, которая чуть извивалась и подрагивала, – даже не верилось, что так отсюда выглядит огромная галдящая толпа.

– Я бы пошел, – сказал Шестипалый, – только они меня прогнали.

– Да? Это почему? Политика?

Шестипалый кивнул и почесал одной ногой другую. Затворник взглянул на его ноги и покачал головой.

– Настоящие?

– А то какие же. Они мне так и сказали – у нас сейчас самый, можно сказать, решительный этап приближается, а у тебя на ногах по шесть пальцев… Нашел, говорят, время…

– Какой еще «решительный этап»?

– Не знаю. Лица у всех перекошенные, особенно у Двадцати Ближайших, а больше ничего не поймешь. Бегают, орут.

– А, – сказал Затворник, – понятно. Он, наверно, с каждым часом все отчетливей и отчетливей? А контуры все зримей?

– Точно, – удивился Шестипалый. – А откуда ты знаешь?

– Да я их уже штук пять видел, этих решительных этапов. Только называются по-разному.

– Да ну, – сказал Шестипалый. – Он же впервые происходит.

– Еще бы. Даже интересно было бы посмотреть, как он будет во второй раз происходить. Но мы немного о разном.

Затворник тихо засмеялся, сделал несколько шагов по направлению к далекому социуму, повернулся к нему задом и стал с силой шаркать ногами, так, что за его спиной вскоре повисло целое облако, состоящее из остатков еды, опилок и пыли. При этом он оглядывался, махал руками и что-то бормотал.

– Чего это ты? – с некоторым испугом спросил Шестипалый, когда Затворник, тяжело дыша, вернулся.

– Это жест, – ответил Затворник. – Такая форма искусства. Читаешь стихотворение и производишь соответствующее ему действие.

– А какое ты сейчас прочел стихотворение?

– Такое, – сказал Затворник.

 

Иногда я грущу,
глядя на тех, кого я покинул.
Иногда я смеюсь,
и тогда между нами
вздымается желтый туман.


– Какое ж это стихотворение, – сказал Шестипалый. – Я, слава Богу, все стихи знаю. Ну, то есть не наизусть, конечно, но все двадцать пять слышал. Такого нет, точно.

Затворник поглядел на него с недоумением, а потом, видно, понял.

– А ты хоть одно помнишь? – спросил он. – Прочти-ка.

– Сейчас. Близнецы… Близнецы… Ну, короче, там мы говорим одно, а подразумеваем другое. А потом опять говорим одно, а подразумеваем другое, только как бы наоборот. Получается очень красиво. В конце концов поднимаем глаза на стену, а там…

– Хватит, – сказал Затворник.

Наступило молчание.

– Слушай, а тебя тоже прогнали? – нарушил его Шестипалый.

– Нет. Это я их всех прогнал.

– Так разве бывает?

– По-всякому бывает, – сказал Затворник, поглядел на один из небесных объектов и добавил тоном перехода от болтовни к серьезному разговору: – Скоро темно станет.

– Да брось ты, – сказал Шестипалый, – никто не знает, когда темно станет.

– А я вот знаю. Хочешь спать спокойно – делай как я. – И Затворник принялся сгребать кучи разного валяющегося под ногами хлама, опилок и кусков торфа. Постепенно у него получилась огораживающая небольшое пустое пространство стена, довольно высокая, примерно в его рост. Затворник отошел от законченного сооружения, с любовью поглядел на него и сказал: – Вот. Я это называю убежищем души.