Павел Пепперштейн

1966 (Москва)
2018 • Проза
Премия Андрея Белого присуждена в 2018 году за сборники рассказов «Предатель ада» и «Эпоха аттракционов».
2011 • Проза

Пражская ночь. СПб.: Амфора, 2011; Весна. М.: Ad Marginem, 2010.

2006 • Проза
Военные рассказы. М.: Ad Marginem, 2006.
2000 • Проза
Мифогенная любовь каст. М.: Ad Marginem, 1999.
1999 • Проза
Диета старика. М.: Ad Marginem, 1998.
Портрет
Фото: Павел Смертин

Прозаик, художник, теоретик современного искусства. Родился в 1966 году в семье художника, одного из основоположников московского концептуализма Виктора Пивоварова и поэтессы, детской писательницы и книжного иллюстратора Ирины Пивоваровой.

 Учился в Пражской академии изобразительных искусств. В 1987 году совместно с Юрием Лейдерманом и Сергеем Ануфриевым основал художественную группу «Инспекция „Медицинская герменевтика“», возникновение которой стало новой фазой развития традиции московского концептуализма. В 1990-е стал основоположником направления «психоделический реализм».

Опубликовал двенадцать книг прозы, включая легендарный роман «Мифогенная любовь каст» (в двух томах, первый том совместно с С. Ануфриевым), 3 книги эссеистики, книгу стихов. Персональные выставки проходили в России, Израиле, Канаде, Швейцарии, Австрии, Германии, Великобритании, Финляндии и т. д. 

Номинант премии «Национальный бестселлер» за роман «Мифогенная любовь каст» (2006). финалист Премии Кандинского (2009) в номинации «Проект года» за проект «Город Россия» (галерея «Риджина»), лауреат Премии Кандинского в номинации «Проект года» за проект «Святая политика» (2014).

Работы

Книги

 

Романы


Мифогенная любовь каст. С. Ануфриев / П. Пепперштейн. М.: Ad Marginem, 1999, 2002.
Странствие по таборам и монастырям. М.: Носорог, 2019. 
Эксгибиционист. М.: Garage, 2020. 
Бархатная кибитка. М.: Альпина Паблишер, 2023.


Повести


Свастика и Пентагон. М.: Ad Marginem, 2006.
Пражская ночь. СПб.; М.: Амфора; Ad Marginem, 2011.


Сборники рассказов


Диета старика (тексты 1982–1997 годов). М.: Ad Marginem, 1998.
Военные рассказы. М.: Ad Marginem, 2006. 
Весна. М.: Ad Marginem, 2010. 
Эпоха аттракционов. М.: Garage, 2017. 
Предатель ада. М.: Новое литературное обозрение, 2018. 
Тайна нашего времени. М.: Garage, 2018. 
Пытаясь проснуться. М.: Individuum, 2022.

 

Сборники эссе


Кабинет глубоких переживаний. В. Мазин / П. Пепперштейн. СПб.: Инапресс, 2000. 
Толкование сновидений. В. Мазин / П. Пепперштейн. М.: Новое литературное обозрение, 2005. 
Цветущие поля. В двух томах. М.: Garage, 2020. 

 

Персональные выставки

 

1995 — «Проект N3 и сны Фрейда» (совместно с Андреем Монастырским). Галерея Pastzi-Bott. Кёльн, Германия.
1995 — «Игра в теннис» (совместно с Ильей Кабаковым). Art Gallery of Ontario. Торонто, Канада.
1996 — «Игра в теннис» (совместно с Ильей Кабаковым). Pori Art Museum. Пори, Финляндия.
1997 — «Портрет пожилого мужчины». Государственный Русский музей. Санкт-Петербург, Россия.
1998 — «Бинокли и Монокли. Жизнь и творчество». Kunsthaus. Цуг, Швейцария.
1998 — «Сладкая тьма». Галерея Obscuri Viri. Москва, Россия.
1999 — «Отец и сын» (совместно с Виктором Пивоваровым). Kunsthaus. Цуг, Швейцария.
2000 — «Вон из лабиринта» (совместно с Гринманом). Музей Израиля. Иерусалим, Израиль.
2000 — «Русский роман 2000». Галерея Риджина. Москва, Россия.
2000 — «Моисей» (совместно с группой «Россия»). Kunsthaus. Цуг, Швейцария.
2000 — «Вещи в ландшафте» (совместно с Виктором Пивоваровым).Obscuri Viri. Москва, Россия.
2000 — «Как встретить ангела?» (совместно с Ильёй Кабаковым). Галерея Sprovieri. Лондон, Великобритания.
2000 — «Два Ангела» (совместно с Виктором Пивоваровым). Karmelienkloster. Грац, Австрия.
2000 — «Два агента» (совместно с Виктором Пивоваровым). Kulturzentrum bei den Minoriten. Грац, Австрия.
2001 — «Девушка и туннель». Галерея Kaufmann. Цюрих, Швейцария.
2001 — «Выставка одной беседы» (совместно с Ильёй Кабаковым и Борисом Гройсом). Kunsthaus Zug. Цуг, Швейцария.
2002 — «Боги и Монстры». Neuer Aachener Kunstverein. Аахен, Германия.
2002 — «Америка». Галерея Ursula Walbrol. Дюссельдорф, Германия.
2002 — «Рисунки». Larivier. Париж, Франция.
2002 — «Мечты и музей». Kunsthaus Zug. Цуг, Швейцария.
2003 — «Битвы». Галерея Риджина. Москва, Россия.
2003 — «Политические галлюцинации». Галерея Kamm. Берлин, Германия.
2004 — «Гипноз». Галерея Риджина. Москва, Россия.
2004 — «Флаги и Цветы». Sutton Lane. Лондон, Великобритания.
2004 — «Гипноз». Галерея Spovieri. Лондон, Великобритания.
2004 — «Гипноз». Галерея Kaufmann. Цюрих, Швейцария.
2004 — «Глаза». Галерея Kamm. Берлин, Германия.
2005 — «Европа». Галерея Ursula Walbrol. Дюссельдорф, Германия.
2005 — «Ездоки». Министерство Культуры. Дюссельдорф, Германия.
2005 — «Ездоки». Sutton Lane. Лондон, Англия.
2006 — «Пейзажи будущего». Галерея Кamm. Берлин, Германия.
2006 — «Рисунки». Музей изобразительных искусств. Базель, Швейцария.
2006 — «Пентагон». Галерея Риджина. Москва, Россия.
2006 — «Рисунки». Галерея Artplay. Москва, Россия.
2007 — «Город Россия». Галерея Риджина. Москва, Россия.
2007 — «Альбомы». Галерея Риджина. Москва, Россия.
2007 — «Рембрандт». Галерея Дмитрия Семёнова. Санкт-Петербург, Россия.
2007 — «Пейзажи будущего». The Contempoary Art Gallery. Ванкувер, Канада.
2007 — «Говорящие животные». Галерея Kaufmann. Цюрих, Швейцария.
2008 — «ИЛИ-ИЛИ. Нацсупрематизм — проект нового репрезентативного стиля России». Галерея Риджина. Москва, Россия.
2009 — «EITHER — OR. National Suprematism as the Project of a New Representative Style for Russia». Галерея Kewenig. Кёльн, Германия.
2010 — «From Mordor With Love». Галерея Риджина. Лондон, Великобритания.
2010 — «Весна». Artberloga Gallery. Москва, Россия.
2011 — «Landscapes of the Future». Kewenig Galerie. Кёльн, Германия.
2012 — «Павел Пепперштейн», Monica De Cardenas, Милан.
2012 — «Text — Bild — Konzepte» (совместно с Виктором Пивоваровым), Kunstverein Rosenheim, Розенхайм.
2012 — «Офелия» (совместно с Виктором Пивоваровым). Галерея Риджина. Лондон, Великобритания.
2013 — «Studies of American Suprematism», Galerie Kamm, Берлин.
2014 — «Святая политика», Галерея Риджина, Москва.
2015 — «The cold center of the sun», Musée d’art moderne et contemporain de Saint-Étienne, Франция.
2015 — «Будущее, влюбленное в прошлое». Мультимедиа Арт Музей. Москва, Россия.
2016 — «Охотники за мраморными головами. Археология будущего». Музей Академии художеств, Отдел слепков. Санкт-Петербург, Россия.
2016 — «Охотники за мраморными головами. Археология будущего». VLADEY Space. Москва, Россия.
2016 — «Чудеса в болоте». Галерея Риджина. Москва, Россия.
2017 — «Воскрешение Пабло Пикассо в 3111 году». VLADEY Space. Москва, Россия.
2017 — «29th The Art Show. The Art Dealers Association of America. The secret drawings of Jacqueline Kennedy». Julie Saul Gallery. Нью-Йорк, США.

Из текстов

Из публикации «Посткосмос» (2004)

 

Некогда Джакомо Казанова написал утопическую сказку “Протокосмос”*, где описывалась счастливая жизнь мудрых республик, располагающихся в центре Земли. Там все двуполы, ходят нагими, питаются грудным молоком, при этом все справедливы и умны, изобретают изысканные технические приспособления и производят искусственные драгоценные камни. Люди с поверхности планеты, проникшие в мир сердцевины, постепенно развращают его, заражая невинных обитателей Протокосмоса ложью, насилием, алчностью и злобой. Этим текстом великий соблазнитель никого не соблазнил: сказка не имела успеха.

В наши дни нас окружает своего рода Посткосмос – мир сплошных последствий и постэффектов. То, что называется “посткоммунистическими условиями”, – лишь серия обстоятельств в необозримом ряду этих постэффектов. Слово “посткоммунистический” звучит странно, так как коммунизм всегда располагался где-то в будущем, его никогда не было в наличии. Таким образом, “после коммунизма” – это как “после будущего”. Это нередко и имеют в виду, говоря о “посткоммунизме”, и подразумевают, что это была утопия, некая иллюзия, на смену которой пришла пусть и жестокая, но реальность. Но и капитализм обладает собственной утопической программой, он невозможен без сновидения, без галлюцинации, без кинофильма, без рекламы, без каскада иллюзий, с помощью коих капитализм непрестанно продает и покупает сам себя.

Этой утопической стороне капитализма мне пришлось посвятить кое-какие заметки, которым мне не хочется придавать слишком уж связный и последовательный характер. Вот они.

 

СНОВИДЕНИЯ И КАПИТАЛИЗМ

Я записываю (время от времени) свои сновидения, а также коллекционирую (по примеру Фрейда) сновидения моих друзей и знакомых, которые чем-либо поразили мое воображение. Последнее время я работал над большой книгой о сновидениях, и в процессе работы неожиданно на первый взгляд выступила тема капитализма.

Оказалось, что нынешние сновидения показывают себя именно в контексте современного капиталистического общества, пронизанного медиальными системами, и сами сновидения выявляют себя в этом контексте как одна из могущественных медиальных систем, находящаяся в непрестанном и интенсивном взаимодействии с другими типами медиа, к которым на данный момент можно отнести (в числе прочего) деньги, кино, рекламу, телевидение, массовую музыку, дизайн, компьютерную сеть, медицину и наркотики. Так в моей книге появились такие главы, как “Сновидения и телевидение”, “Сновидения и кино”, “Сновидения и наркотики”, “Прагматическая ценность сновидения”, и прочие в этом роде.

Хочу остановиться на трех вещах, которые представляются мне важными для функционирования сновидений при капитализме. Начнем с экологии. Ленин когда-то сказал, что пролетариат станет могильщиком капитализма. Но больше нет пролетариата – на кого же возложить эту миссию? А точнее, не на кого, а на что может быть возложена эта миссия? Где та черта, та граница, которая станет пределом капиталистического мира? Мне представляется, это будет экологическая граница. Капитализм в разворачивании своего фантазма о будущем, в разворачивании своего проективного интертекста совершенно не скрывает, что он не хочет и не может быть экологичным, он даже не пытается создать видимость заинтересованности в том, чтобы сохранить естественную среду. Наоборот, деструктивная тенденция капитализма по отношению к среде всячески афишируется, и за этим стоит определенная метафизика. Ненависть капитализма к среде скрывает в себе утопическое содержание.

Человек при капитализме становится тотальной картиной мира, он обязан впитать в себя и реконструировать все нечеловеческое, за пределами же этих процедур нечеловеческому не остается места. Капитализм так или иначе сообщает нам следующее: человек не желает больше жить в мире, который создан не им. Неважно, создал ли этот мир Бог, или боги, или природа, или случайные обстоятельства, или некие силы, вообще находящиеся за рамками сюжета, – человек в любом случае не желает ничего этого – ни зайца, ни дерева – и готов уничтожить, несмотря на все сантименты, несмотря на все нежные чувства. Человек (в капиталистической редакции) – это машина уничтожения нечеловеческого. Сквозь все сантименты проступает программа: уничтожить все и восстановить заново. Речь идет о рекреации, о пересоздании мира. Капитализм вводит человеческий принцип в наиболее агрессивное соударение со средой, какое только возможно, и в этом наиболее яркий опознавательный знак капитализма – даже более яркий, чем власть денег. Капитализм, в принципе, может освободить себя от денег, заменив их информационными и технологическими эквивалентами, но освободить себя от страсти к уничтожению и воссозданию нечеловеческого он не сможет никогда.

Деньги как система тотальной эквивалентности являются лишь одним из универсальных знаков человека и человечности, которыми пользуется капитализм. Все, что производит человека (скажем, секс и деньги), принимается, и всему этому придается генерализующий статус.

Телевидение (например, ВВС) транслирует научно-популярные программы, где объясняется, почему не нужно сохранять природу, почему вообще не следует чересчур заботиться о Земле: она все равно обречена. Солнце расширяется, и Земля скоро (всего-навсего через пару миллионов лет) будет сожжена. Катастрофическое потепление климата – живая иллюстрация этого процесса. Предпочитают не говорить о том, что наука и технологии должны бы спасти терморегуляцию и климат Земли. Скорее говорят: бессмысленно тратить силы и деньги на глобальные экологические программы, наоборот, силы и деньги следует вкладывать в те научные исследования и технологии, которые помогут отсюда сбежать. И перед нами разворачивается роскошная капиталистическая утопия, глубокое, эшелонированное сновидение капитализма – сон-мечта о космическом бегстве, о вечном скитании в беспредельном и безвоздушном пространстве: то, что еще в 1968 году великолепно экранизировал Стенли Кубрик в кинофильме “Космическая одиссея”. Корни этого проекта можно без труда обнаружить в Библии, в священной книге Запада, – это история Ноя и его ковчега, рассказ о праведном предпринимателе, спасающемся из обреченного мира. И вот выстраивается предварительный, эскизный маршрут бегства – сначала на Марс, потом на планету Европа, чья рекламная кампания уже развернута. Названия планет, на которых людям предлагают временно обосноваться, не случайны. Бог войны (ведь именно военно-промышленный комплекс субсидирует космические исследования) и похищенная Зевсом красавица Европа – новейшее государственное образование со звездной символикой (только звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас!), последнее по времени достижение глобализации, нечто вроде нового Советского Союза. Там, на этой планете Европа, много воды, покрытой льдом, где-то глубоко под толщами льда теплится жизнь – это космическая Атлантида, но и там не следует задерживаться, надо продвигаться дальше, реализуя программу космического коммунизма. Вообще не рекомендуется надолго задерживаться на разных планетах. Надо создать искусственные планеты, управляемые планеты-корабли, и жить на них, странствуя, потому что все естественные планеты, созданные не трудом, а гением людей, тоже внушают отвращение капиталистическому сознанию. Капитализм выстраивает свой космопроект, свою космологию, и этим он напоминает о временах русского космизма, и вообще этим он доказывает свое намерение совершить все то, что хотела совершить русская коммунистическая утопия. Россия под властью коммунистов находилась, как это ни парадоксально звучит, в авангарде капиталистического западного мира, Советский Союз был вторым после США и (в те времена) гораздо более новым и передовым эскизом глобализации.