Андрей Тавров

1948 (Ростов-на-Дону) — 2023 (Москва)
2019 • Поэзия

Премия Андрея Белого 2019 присуждается за книгу стихов «Плач по Блейку» М.: Русский Гулливер; Центр современной литературы, 2018

Портрет
Фото: lgz.ru

Поэт, прозаик, издатель, журналист. 

Родился 12 марта 1948 года в Ростове-на-Дону. Окончил филологический факультет МГУ по отделению русской филологии, после работал на телевидении, а также как профессиональный художник-мозаичист. До 1998 публиковался под псевдонимом Андрей Суздальцев. Был сценаристом телеканала «Культура»  и автором нескольких программ на  «Радио России».  В 2012 году основал литературный журнал «Гвидеон» (совместно с Вадимом Месяцем). Печатался в журналах «Новая Юность», «Волга», «Комментарии», «Арион», «Октябрь», «Дружба народов», «Воздух», «Новый мир», «Знамя», «Плавучий мост», «Урал» и других.

Лауреат премий журнала «Дети Ра» (2016) и «Московский наблюдатель» (2017).

Скончался 21 сентября 2023 года в Москве.

Работы

Книги

 

Настоящее время. М.: Молодая гвардия, 1989.
Осенняя песнь кентавра. М.: Прометей, 1992.
Звезда и бабочка: бинарный счет. М.: Сигма, 1999. 
Альпийский квинтет. М.-СПб.: Комментарии, 2000. 
Sanctus. М.: ЛИА Р. Элинина, 2003.
Орфей. Роман. М.: Комментарии, 2000. 
Ангел пинг-понговых мячиков. Саратов: Изд-во Саратовской торгово-промышленной палаты, 2004.
Парусник Ахилл. М.: Наука (Русский Гулливер), 2005. 
Самурай. М.: АРГО-РИСК; Тверь: Колонна, 2006. 
Мотылек. Роман. М.: Эксмо 2008. 
Кукла по имени Долли. Роман. М.: Эксмо, 2008. 
Зима Ахашвероша. М.: Русский Гулливер; Центр современной литературы, 2008
Часослов Ахашвероша. М.: Русский Гулливер; Центр современной литературы, 2010. 
Письма о поэзии. Статьи и эссе. М.: Центр современной литературы, 2011. 
Бестиарий. М.: Русский Гулливер; Центр современной литературы, 2013. 
Матрос на мачте. М.: Русский Гулливер, 2013. 
Территория рая. М.: Книгоноша, 2013. 
Проект Данте. М.: Водолей, 2014.
Сын человеческий. Об отце Александре Мене. М.: Эксмо, 2014. 
Державин. М.: Русский Гулливер, 2016.
Снежный солдат. Книга стихотворений в прозе. Кыштым: Евразийский журнальный портал «МЕГАЛИТ», 2016. 
Поэтика разрыва. Эссе. М.: Русский Гулливер, 2016. 
Нулевая строфа. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив. 2016. 
Клуб Элвиса Пресли. Роман. СПб.: Алетейя, 2017. 
Плач по Блейку. М.: Русский Гулливер, 2018. 
И поднял его за волосы ангел. М.: Квилп Пресс, 2019. 
Внутреннее солнце. Книга-эссе о человеке, ищущем и находящем Бога. М.: Мирт, 2020.
Обратные композиции. М.: Новое литературное обозрение, 2020.
Прощание с Кьеркегором: вариант единицы. М.: Квилп Пресс, Центр современной литературы, 2022.
Короб лучевой интуиции, Эссе и заметки о поэзии и культуре. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2022.

Из текстов

Из книги «Плач по Блейку»:

 

Щель

Горящий человек заходит в сад, 
он в языках огня, и крик как сад, 
он видит, как в саду стоит олень, 
и видит щель меж ребер, словно свет. 
Он смотрит в щель, а там стоит олень, 
такой же, только больше и точней, 
и как из-под двери, горит в нем свет, 
и кто-то тихо говорит за ней. 
Горящий человек глядит сквозь щель 
и видит там оленя из слюды 
и звезд, и вышел он на мировую мель, 
и там стоит среди живой воды. 
И щель горит в ребре, а там, за ней 
стоит олень, и мирозданье всё 
кружит в хрусталике на дне зрачка, 
и щель горит в его боку, за ней 
стоит горящий человек, весь в языках, 
и щель в его боку полна огня, 
и шепчет рот ее: нет, ты не прах, 
ты – это свет, что сотворил меня.

 

Рыба
Сердце рыбы стучит себя обогнать 
и рыбу в деву поймать. 
Из лесок натянутых дева глядит, 
из лесок натянутых холм. 
Из лесок натянутых пламя встает, 
семью языками – речь, 
в любой черепахе летит самолет, 
горит три дюжины свеч. 
Где рыба, там яма и ангела вдох, 
и неба прореха и холм, 
и лесками держится на разрыв 
форма лица людей. 
И дева могилой полна и лучом, 
чело белоснежно ее. 
А рыба по небу плывет ручьем, 
звезды кипят за ней.

 

Из книги   «Часослов Ахашвероша»:

 

Троеручица

Краб клешней океан трогает, шевелит,
пласт живого стекла пробует приподнять,
а в ручье волокнистом солдат, как ружье, лежит,
водорослью все лоб тужится осознать,

 

чтоб отпить из него избыток синей слюды,
проступивший разум как моря и шара пласт,
и дельфин, горячась, свистит из живой воды,
как понять имена в деревянный и мертвый час.

 

Надет на себя прыжком, сплющив кепку в нос,
он траншею ведет плюсной из сплошной горсти,
и он вложен в себя, словно ком вложен в ком, в погост
словно вложен булыжник живой в глазах, в кости.

 

Материнская дева уперлась в слежавшийся свет,
все плечом подпирает, как шелестящий лопух,
чтоб себя не забыл, чтоб прошел в свой горячий след,
сам себя до себя бы донес, не затих, не затух.

 

Тамерлан облаков, что тебе дней навоз,
человечья пшеница, горящие трубки в рост
из аорт и портков, что тебе этот ссохлый воз –
неба стог накрененный да в ветках стеклянных клёст!

 

Чья рука железней твоей — кузнеца ль в степи,
что тебя сковал, олово в рот залил,
или пальцы в морщинах, как в родниках Сибирь,
что обняли младенца в пеленках — в глине могил?

 

Вот и вышла, выжила из себя, из тела ума пясть –
кто ж подхватит горящую дверь, замок отопрет,
кто напомнит и вложит в убитого жизни пласт,
кто вскопает, отдышит, восставит и сам совпадет?

 

Ах, рученька лишняя, пшеничная стрекоза!
Индрик-зверь, скалист, под тобой, как слеза, обмяк.
Субмарина вникает в мозг в уключинах и пазах –
свет какой, горбатясь, расправил тебя, моряк?

 

Вот и дышит она, как трехрукий костер в углях,
хлопок света из рук — в руку из льна кладет,
и тепла меж лопаток в земле третья Девы пясть,
что подхватит, как свет, под землей ребро отопрет.

 

Броненосец стеклянный город, жилец небес,
чтоб держались веры твоей куб и ребро,
динозавром в сполохах вложи свой нездешний вес
в позвоночник воскресший, в жилах живых бедро.

 

Так драга из воздуха, одной лишь птицей полна,
все черпает синь, перекладывает кирпичи
из сланцев и света, сукровицы и льна
и целует в лоб трехгрошовый огонь свечи.