Дмитрий Колчигин
Книги Якоба Гримма «Германская мифология. В III томах» (М.: Издательский дом ЯСК, 2019), Эриха Ауэрбаха «Историческая топология» (М.: Издательский дом ЯСК, 2022), Эрнста Роберта Курциуса «Европейская литература и латинское Средневековье» (М.: Издательский дом ЯСК, 2020), «Критические эссе по европейской литературе» (М.: Издательский дом ЯСК, 2024) и «Немецкий дух в опасности» (М.: Новое литературное обозрение, 2024)
Поэт, переводчик, филолог, философ, автор работ о европейской мистике и эзотеризме. Руководитель казахстанского отделения Академии Зауми. Автор экспериментальных поэтических книг «Нотунг», «Воста предъ всѣми... (и т. д.): панвавилонская оратория», «О ничтожестве океана», «Нѣсмы», переводчик Якоба Гримма, Эрика Ауэрбаха, Эрнста Роберта Курциуса и др. Стихи и работы публиковались в журналах «Неприкосновенный запас», «Новое литературное обозрение», «Журнал Поэтов», «Слова», «Двоеточие», на портале «полутона» и др.
Работы
Книги
Нотунг. Книга стихотворений и сверхповестей / Предисл. С. Бирюкова. Алматы, 2011.
In suo tegumine: Μή ὄν «Клетки черепахи» Д. Безносова во тьме и свете имманентизма и кинематики. Алматы, 2012.
Воста предъ всѣми... (и т. д.): панвавилонская оратория. Мистерия. Алматы, 2012.
О ничтожестве океана Монопьеса. Мадрид, 2013.
Нѣсмы. Жеста. Алматы, 2014.
Книги переводов
Якоб Гримм. Германская мифология. В III томах. М.: Издательский дом ЯСК, 2019.
Эрнст Роберт Курциус. Европейская литература и латинское Средневековье. М.: Издательский дом ЯСК, 2020.
Эрик Ауэрбах. Историческая топология. М.: Издательский дом ЯСК, 2022.
Эрнст Роберт Курциус. Критические эссе по европейской литературе. М.: Издательский дом ЯСК, 2024.
Эрнст Роберт Курциус. Немецкий дух в опасности. М.: Новое литературное обозрение, 2024.
Из текстов
Из статьи «История духа как техника выживания»
Понять подлинный смысл воспитательной культуры, говорит Курциус, можно в современной ему Германии только через труды Макса Шелера (этого философа он чтил исключительно высоко и называл наиболее выдающимся со времен Ницше). Суммируя шелеровские рассуждения, сам Курциус дает следующее определение: «Воспитательная культура – это причастие отдельного человека ко всему, что есть значимого в природе и в истории, это самоконцентрация мира в человеке или воздвижение человека к миру». Распад этой самоконцентрации может происходить в разных формах, и в том числе – под видом интеллектуального. прогресса; впрочем, перед лицом варваризации и тоталитаризма, как добавляет Курциус, излишняя интеллектуализация молодежи – это последнее, что может представлять угрозу. «В одном националистическом романе, – говорится в первой главе, – буквально так и сказано: “Интеллект – вот опасность при воспитании характера”. В этом наивном признании действительно можно усмотреть грубую квинтэссенцию нынешних настроений». Цитируется здесь не что иное, как роман Йозефа Геббельса «Михаэль» (1929) с говорящим подзаголовком «Немецкая судьба». Здесь впервые проступает напрямую тот антифашистский контур, в который вписана книга Курциуса: на политические темы он редко высказывался открытым текстом и обычно пользовался для этого иносказаниями, цитатами, аллюзиями; иногда это вызывало критику и недовольство – например, у Томаса Манна, с которым Курциус вел в свое время полузаочный спор об эмиграции, – но были у этого метода и свои апологеты.
В любом случае в 1932 году Курциус в первый и последний раз напрямую – насколько это вообще возможно в рамках его литературной техники – выступил с политическим манифестом, культурно-политической программой. Позднее он обозначил «Немецкий дух в опасности» обобщенным понятием «полемическое сочинение», и эта характеристика в целом закрепилась в сопутствующей литературе. Одновременно с «Немецким духом» в развитие темы, поднятой в первой главе, Курциус подготовил, как теперь известно, целую книгу о «воспитательной культуре» и народном образовании, полностью ее завершил и… бросил в марте 1933 года на стадии типографской предподготовки. К тому времени было уже очевидно, что проект нового гуманизма в публичном виде не выживет и для сохранения островков культурного сопротивления курциусовский реставрационизм должен был уйти в катакомбы. Собственно, такой вариант был предусмотрен и в «Немецком духе», где сказано под конец: «Если времена настанут совсем беспросветные, высшие сословия отрешатся, низшие озвереют и новая жизнь не сумеет пробиться к сумраку наших дней, то гуманисты, разобщенные и безымянные, все равно друг друга разыщут и будут работать втайне».
Но, как показала практика, допущение катастрофы и реальное ее свершение критически между собой разнятся: говоря о новом варварстве, темных веках и озверении, Курциус все же готовил возрожденческую программу и, видя ее несопоставимость с реальностью, погружался в тяжелую, клиническую депрессию. Дважды за год ему пришлось проходить курсы лечения (сюда относится и личная встреча с Карлом Юнгом, о теориях которого Курциус неоднократно упоминал в очерках из «Немецкого духа»), и уничтожение готовой книги «Elemente der Bildung» тоже представляется отголоском этого нервного срыва. Сам Курциус вспоминал об этом времени так: «От мирного хода исследований меня оторвали пылающие беды нашего времени. Мой очерк “Немецкий дух в опасности” (1932) был направлен против предательства немецкого образования, против ненависти к культуре, против ее политико-социологических предпосылок. На этот возглас-предупреждение меня подвигло предчувствие позорной катастрофы, которая вскоре действительно обрушилась на Германию. С 1933-го по 1945 год немецкий дух жил в постоянной опасности, от года к году лишь возрастающей, и понес несказанные потери». Последней каплей для Курциуса стала реформа высшего образования, начатая нацистами в апреле 1933 года, и все, что этой реформе сопутствовало: увольнение еврейской профессуры, введение личной клятвы верности Гитлеру, создание эксклюзивных студенческих сообществ для чистокровных немцев, чистка библиотек от нежелательной литературы и тому подобное.