Виталий Кальпиди
Премия Андрея Белого 2017 в номинации «Литературных проекты» присуждается – вдохновителю, идеологу и организатору многочисленных масштабных проектов во благо уральской и русской поэзии:– за тридцатипятилетний труд по созданию, документированию и продвижению Уральской поэтической школы,– за сюжет-проект «Русская поэтическая речь-2016»

Русский поэт, культуртрегер, издатель, философ поэзии, литературный критик, видеоблогер.
Родился в 1957 году в Челябинске. В семнадцать лет был отчислен с первого курса филфака Пермского университета «как идеологически незрелый», работал грузчиком, кочегаром. Жил в Перми, Свердловске, в Челябинске.
В 1980—1990-х годах лидер уральского литературного андерграунда, организатор пермского городского Клуба поэзии (1987), инициатор издания книг неофициальных уральских авторов (серия «Классики пермской поэзии», 1992—1993). Куратор проектов, связанных с осмыслением особенностей литературы и культуры Уральского региона. Составитель антологий «Современная уральская поэзия (1978—1996)», «Антология современной уральской поэзии (1997—2003)», «Антология современной уральской поэзии (2003—2011)». Подготовил к изданию семьдесят книг уральских поэтов. В октябре 2013 года подготовил энциклопедию «Уральская поэтическая школа». Соавтор проекта «ГУЛ» (Галерея уральской литературы), автор и идеолог проекта «Русская поэтическая речь-2016».
Публиковался в журналах «Юность», «Знамя», «Урал», «Литературная учёба», «Родник», «Лабиринт-Эксцентр». Составитель антологий «Современная уральская поэзия (1978–1996)», «Антология современной уральской поэзии (1997–2003)», «Антология современной уральской поэзии (2003–2011)», «Антология современной уральской поэзии (2012–2018)»
Лауреат премии Академии русской современной словесности им. Аполлона Григорьева за книгу «Ресницы» (1997), премии им. Б. Пастернака за книгу «Хакер» (2003), Большой премии «Москва-Транзит» (2004), «Slovo» (2010), ЛитератуРРентген (2011), премии им. П.П. Бажова за книгу «IZBRANNOE» (2015), специальной Международной Волошинской премии в номинации «Лучшая поэтическая книга за 2015 год на русском языке» за книгу «IZBRANNOE» (2016), премии журнала «Урал» в номинации «Лучшая поэтическая публикация 2017 г.» за подборку стихов из книги «Русские сосны», премии им. П.П. Бажова за проект «Антология современной уральской поэзии» (2018).
Работы
Книги
Пласты. Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1990.
Аутсайдеры - 2. Пермь: Издательство Пермского университета, 1990.
Стихотворения. Пермь: Арабеск, 1993.
Мерцание: Стихи с автокомментариями. Пермь: Изд-во Пермского университета, 1995.
Ресницы. Челябинск: Автограф, 1997.
Ресницы. СПб.: Пушкинский фонд, 1998.
Запахи стыда. Пермь: Юрятин фонд, 1999.
Хакер. Челябинск: Изд-во Уральского университета, 2001.
Современная уральская поэзия, 1997–2003 годов: антология / сост. В. О. Кальпиди. Челябинск: Уральская новь, 2003.
Контрафакт. М.: АРГО-РИСК, 2010.
Современная уральская поэзия 2004–2011 годов [антология / гл. ред. В. О. Кальпиди ; сост.: Я. И. Грантс и др.]. Челябинск: Издательская группа «Десять тысяч слов», 2011.
Уральская поэтическая школа: [1981–2012]. Челябинск: Издательская группа «Десять тысяч слов», 2013.
Стихи, 1997–2011. Челябинск: Издательство Марины Волковой, 2014.
Izbrannoe.Челябинск: Издательство Марины Волковой, 2015.
Русские сосны. Челябинск: Издательство Марины Волковой, 2017.
Философия поэзии. Челябинск: Издательство Марины Волковой, 2019.
Густое. Книга поэзии. Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2020.
Из текстов
Из книги «Контрафакт»
* * *
Советский Союз. Облака.
Кроты укрепляют метро.
Мерцают цикады ЦК
и бабочки Политбюро.
И мёртвая ласточка спит
живому хорьку на обед,
от страха она запищит,
проснувшись, когда её нет.
Лакает вовсю мошкара
по капельке свой ленинизм,
скрывает норушек нора,
нарочно прорытая вниз.
А свой примитивный радар
развесил полковник паук,
пока некрасивая "карр!"
красиво летает вокруг.
Каштаны из майских жуков
на противень ровно кладут,
на жале пчелиных штыков
они не продержатся тут.
И пьётся парижский нектар.
И продолговата вода.
Летает по-прежнему "карр!",
как будто она навсегда.
Луга коммунизма не лгут,
когда заливными к столу
торжественно их понесут,
бросая картошку в золу.
Не противотанковый ёж
бежит из кустов напролом,
когда барсуку невтерпёж
садиться в орешник орлом.
Шуршат транспаранты стрекоз,
поёт муравьиный народ.
Свалилась бы жизнь под откос,
когда бы не наоборот.
Империя перьев грачей.
Ночные фиалки ЧК.
И лучников лунных лучей
глотает густая река.
* * *
Уж если берутся деревья цвести
на свой деревянный манер,
то делают это от ненависти
к любому из нас, например.
А тонкую зелень, и клейкую злость,
и в бешеной пене кусты
природе зачем-то опять удалось
одеть в камуфляж красоты.
Во что я не верю, так это – во всё
и без исключения всем:
деревьям, читающим басни Басё
утра без пятнадцати в семь;
и даже дождям, обучившим листву
шипеть, пародируя страсть;
и смерти хотя бы уже потому,
что жизнь её не удалась;
и женщине малознакомой за то,
как та, опуская глаза,
гуляла в недемисезонном пальто,
жестокая, как стрекоза;
и богу, забывшему имя своё
уже в девятнадцатый раз,
и плохо просверленным дыркам над "Ё",
откуда он смотрит сейчас,
как, перекрестив по инерции рот,
я птицу за четверть часа
создам, а потом отфильтрую полёт,
чтоб изобрести небеса,
где ангел родится с глазами без век,
а значит, без страха в глазах,
где сможет прижаться к нему человек
хотя бы на первых порах.
Так высоковольтные воют шмели
в подолы цветов не таясь,
и пачкают нежные пальцы свои,
в их нижнем белье копошась.