Рид Грачев
Как случилось, что студенты ЛГУ, учившиеся в середине пятидесятых годов на филфаке, а затем ставшие известными своим нонконформизмом, уже тогда перезнакомились друг с другом? Как они нашли друг друга среди сотен и сотен своих нормальных коллег? Какие признаки выделяли их? Татьяна Никольская, которая хорошо знала молодых людей этого круга и много раз писала о поэтах, которые были названы «университетскими поэтами», или поэтами «филологической школы», отметила в их поведении демонстративность вызова так называемым «общепринятым нормам». Надеть косоворотки, записывать лекции гусиными перьями, хлебать тюрю из котелка деревянными ложками – вызов, которому можно придать многозначный смысл, в том числе политический. Суть: избран жанр – обратить на себя внимание, сделать свою личность индивидуальным публичным знаком. Это значит, в той или иной степени эпатировать окружающих. Но поступок, вместе с тем, может быть воспринят как предложение, обращенное к другим изменить свое поведение – трансформировать «общепринятое».
В студенческих аудиториях «индивидуалы» не могли не заметить друг друга. Для этого не обязательно было читать стихи на студенческих вечерах или надевать косоворотки. Для этого не нужно было даже быть поэтом. В их круг входили «энциклопедист» Владимир Герасимов, уже тогда удивлявший своей литературоведческой осведомленностью, Вадим Крейденков (теперь профессор славистики, известный публикатор, комментатор, историк литературы Серебряного века, ныне живущий в США – Вадим Крейд) и Рид Грачев. Перечень имен можно было бы продолжить и назвать студентов, выпустивших один из первых в Ленинграде (и, возможно, в стране) литературный самиздатский журнал «Голубой бутон». Но остановимся на Риде Грачеве. И на возрастной эволюции жанра «вызова»: от публичного эпатажа к литературному творчеству.
Рид не был поэтом, хотя в начале шестидесятых напишет несколько замечательных стихотворений, – он сочиняет огромную статью о модернизме, о журнале «Мир искусства» и приносит ее в редколлегию университетской стенгазеты «Филолог», которая, будучи помещенной, вызвала бы грандиозный скандал. Предложил ее не ради самого скандала – для него это был естественный поступок. Не была ли неестественной сама газета филологического факультета, которая публиковала очерки, стихи, фото о работе студентов на картошке, отчеты профкома и пр., но ни слова о положении в советской литературе – ни о смелой статье преподавателя факультета Федора Абрамова «Люди колхозной деревни в послевоенной прозе (Литературные заметки)», ни о романе «Не хлебом единым» В. Дудинцева, встреча с которым на факультете не забудется никому, кто в ней участвовал. Вызов общепринятому («советизму»), как видим, готов был развернуться в постановку новых проблем, завязать новые узлы на нитях общения, творчества, культуры, если бы они, студенты, были нужны власти в качестве профессионально подготовленных свободных участников культурной жизни страны, а не сервильных госслужащих департамента «советская культура». Но те, кто «бузил», «гусарил», не исправились (по крайней мере, многие), они оказались в числе зачинателей новой литературы.
Рид Грачев родился в Ленинграде в 1935 году. То, что я узнал из разных источников о его матери, до странности напоминало биографию Ольги Берггольц. И Маули Вите (подлинная фамилия Рида – Вите), и Берггольц работали в газетах, Берггольц – в многотиражке завода «Электросила», Вите – завода «Большевик». Бергольц послали по партийной разверстке на укрепление провинциальной печати в Казахстан, Маули командировали в г. Иваново, откуда она вернулась беременной. Не знаю, писала ли мать Рида стихи, но, вероятно, могла бы написать как Ольга Берггольц:
А я затем хочу и буду жить,
Чтоб всю ее, как дань людскому братству,
На жертвенник всемирный положить.
Я говорил об уловимом сходстве судеб, еще не зная о том, что они были близко знакомы. Отца Рид никогда не увидит. Бабушка Рида спасет жизнь своему внуку. Она – медик – устраивает его в детский дом, который эвакуируют из Ленинграда на Урал. В блокадную зиму она и ее дочь умирают от голода.
Восемь лет провел Грачев в детском доме. В 1949-м родной дядя перевозит племянника в Ригу, в свою семью. Рид самостоятельно изучал французский язык, занимался в музыкальной школе. В 1953-м поступил на отделение журналистики филфака ЛГУ.
Несколько деталей к его портрету студенческих лет из письма В. Крейденкова: «Он подошел ко мне на факультете, как будто мы с ним были давно знакомы, и заговорил. Я не раз наблюдал его легкость знакомиться с людьми... Оказалось, что мы оба живем в общежитии на Мытне. Тогда начались наши ежевечерние встречи. Мы ходили туда-сюда многие километры по длинным коридорам и разговаривали на тысячу и одну тему. Помню его увлеченне Юрием Олешей, из повести « Зависть» цитировал наизусть... Читал только что переизданного Бабеля, ему, видимо, нравились красочность и краткость, крепкость его прозы. При мне он писал рассказ «Дом увечных воинов» (Переименован при издании в «Дом на окраине». – Б.И.), я видел этот дом, он где-то на островах... Был несчастливо влюблен... травился люминалом. Я приходил к нему в больницу на Васильевском. Мы переговаривались через окно... Время от времени оживлялся какой-нибудь собственной мыслью. Он был человеком неисчерпаемым...
Встретил Рида случайно на улице. Я тогда был горячим энтузиастом веданты... Сразу завязался философский разговор... Он вдруг остановился, посмотрел на меня и сказал: «Вадя, ты весь вооружен». Ридову уму восточная философия была чужда, но то, что он сказал, было в ключе восточной мудрости. Лишь позднее я стал размышлять на тему дзен-буддийской незащищенности... У Рида была спонтанная открытость бытию – открытость незаурядно широкая» (письмо от 5 марта 1999).
После окончания университета Рид один год проработал в рижской комсомольской газете. В коллективном сборнике начинающих ленинградских прозаиков был опубликован его рассказ «Светлячок» («Песни на рассвете»). Возвратившись в Ленинград, как детдомовец получил жилплощадь и был полон творческих планов. О нем заговорили как-то сразу. Редакторы журналов не жалели комплиментов, известные писатели охотно встречались с ним, он был интересен Тамаре Хмельницкой, которая взяла под присмотр его бытовую сторону жизни, Науму Берковскому, Лидии Гинзбург, Давиду Дару, Федору Абрамову, Ефиму Эткинду, который привлек его к работе над книгой «Писатели Франции» – для нее Грачев написал биографический очерк о Верлене. В комнатушку на ул. Желябова потянулась молодая литературная братия. Там можно было увидеть поэтов А. Кушнера и Г. Горбовского, прозаиков Майю Данини, Сергея Вольфа, Андрея Битова и массу другого пишущего и не пишущего народа. Впервые я увидел Бродского, когда он прощался с Грачевым, которому принес на отзыв поэму «Шествие». И со всеми – со старыми профессорами и писателями и своими сверстниками – он яростно спорил.
Целое литературное явление конца пятидесятых – начала шестидесятых годов было названо «эстрадной поэзией». Ее отличала установка на непосредственное воздействие на слушателя – использование риторических интонаций и экспрессионистских деталей, прозрачный подтекст социально-политической злободневности. Грачев свои собственные речи – ему было неважно, кто и сколько человек его в этот момент слушали – сделал произведениями вдохновенной публицистики. У него было необычайно острое видение состояния нашего общества и, опережающее события, понимание культурно-исторического тупика. Он стал известен как носитель смелых новых идей, врач-целитель, снимающий ту оторопь, которую наводила на человека охватывающая его со всех сторон действительность. Ему удавалось ставить слушателей в центр какой-нибудь обшей проблемы и, опережая мысли собеседника, буквально заворожить его своими блестящими импровизациями. Это были монологи, в которых он поднимался до высоких прозрений. Знавшие его согласятся, что в эти моменты в его речах сверкали искры гениальности.
В те непроясненные настроения оппозиционности, которые тогда владели молодым поколением, он пытался внести нравственный смысл. Он не столько критиковал систему, сколько человека, демонстрируя, сколько лжи, ханжества, ограниченности, извращенных представлений несет в себе каждый. Доставалось и собеседнику, если он пытался эту действительность оправдать, и он уходил от Грачева сконфуженным и просветленным.
А между тем его литературные дела шли плохо. Рассказы попадали в печать с трудом. С редактором, пригласившим его участвовать в переводах и в комментировании текстов сборника, посвященного Сент-Экзюпери, возник конфликт принципиального свойства. Его письмо редактору (один из образцов замечательной грачевской публицистики), конечно, усложнило их отношения. Жестокая нужда держала за горло. Несколько месяцев проработал на мебельной фабрике (см. повесть «Адамчик»). Женился, но к семейной жизни не был способен. Большие надежды он возлагал на повесть «Адамчик», которую журнал «Нева» решил печатать, заключил с автором договор, выплатил аванс, типография уже набрала текст... Публикация поставила бы Грачева в ряд первых молодых писателей России... Но партийная бдительность в очередной раз одержала свою победу над талантом и правдой: набор был рассыпан. В 1964 году у Р. Г. произошел душевный срыв – попал в больницу. Там, поправляясь, перевел большую часть «Мифа о Сизифе» А. Камю. В перепечатках это знаменитое эссе распространилось по городу.
Т. Хмельницкая, Д. Дар, Е. Эткинд и некоторые другие писатели старшего поколения поддерживали его. С их помощью в издательстве «Советский писатель» вышел сборник рассказов Грачева, но без главных его вещей. С этим сборником Рида приняли в Союз писателей.
Его внутреннее развитие во второй половине шестидесятых годов продолжалось. Он почти не пишет прозу, но активно общается, пробует осмыслить то, что происходит с ним и другими, со страной и ее культурой. Цикл эссе, среди которых особенно выделяются «Настоящий современный писатель», «Значащее отсутствие», – документы эпохи, равные по своему смыслу «Жить не по лжи» А. Солженицына, письмам А. Сахарова правительству СССР. Но одинокий, ослабленный болезнью, он не решается их пустить по рукам или предоставить зарубежным журналистам. Эти произведения были обнаружены в его архиве в конце восьмидесятых годов и опубликованы в сборнике сочинений, увидевшем свет лишь в 1995 году (1). Эти эссе сконцентрировали главные темы его размышлений и дают представление о тех импровизациях, о которых шла речь выше.
Герои рассказов Грачева – «маленькие люди», дети и подростки, мелкие служащие и рабочие. Их жизнь проходит на производстве, на улицах, в городском транспорте, в коммуналках – в тесной социальной среде. В рассказе «Некоторое время» есть пронзительно верная характеристика социального самочувствия: «Когда они вошли, я хотел кинуться к окну, мне показалось, что комнаты не стало: есть только окно и дверь, а между ними я, стиснутый уже со всех сторон, лишенный пространства жизни, да и времени тоже». Взрослые в рассказах мало отличаются от детей – у них взамен воспитателей начальство. В жизнь первых и вторых бесцеремонно вторгаются чужие люди. В этом тесном бесцеремонном социальном мире рефлексия людей на происходящее обрывочна и бессистемна, личностные биографии невозможны, есть лишь истории выживания, приспособления, конфликтов, старения.
Эта социальная действительность не консолидирована развитым общественным сознанием или хотя бы простыми моральными правилами. Поэтому возникающие конфликты люди разрешать не способны, оракулами служат начальники, чиновники, милиция. Официальность – основа порядка, но сам порядок формален и бездушен. Рид Грачев – один из первых художников – исследователей РЕАЛЬНОГО СОЦИАЛИЗМА.
Зрелая проза Грачева начинается с рассказов «Помидоры», «Машина», «Зуб болит». Эта проза приводила многих в недоумение оголенностью, краткостью, аскетизмом письма. Это рассказы – притчи, написанные как очерковые зарисовки (не забудем: Грачев по образованию журналист) – типичная проза для чтения между строк. В беседах Грачев с удовольствием разъяснял их содержание; в некоторых случаях он возлагал чрезмерные надежды на проницательность читателя.
Рассказ «Помидоры» (его можно было бы назвать за краткость «миниатюрой») не содержит ни одного намека на заложенный в нем обобщающий смысл. В сибирский поселок частник привозит помидоры, прекрасные плоды земли. На этих плодах надстраиваются безобразия социальных отношений: обмана, корысти, насилия. В миниатюре заключена мысль о Природе, которую калечит Социум.
В рассказе «Машина» также нет обобщения. Его роль замещена словом, которое много раз повторяет мальчик: «Машина! Машина! Машина!» На его глазах грузовик раздавил другого мальчика, играющего на мостовой. Машина – это лик темной угрозы, обрастающий в восприятии читателя при повторении коннотивными оттенками. При этом он мог не обратить внимание на слова тетки мальчика. Она сообщила мальчику, что его мать умерла, «а он не заплачет. Бесчувственный звереныш». «Машина», «бесчувственный звереныш», тетка, которая бьет племянника, – все получает общий знаменатель социального уродства.
Рефрен «Зуб болит!» сопровождает одноименный рассказ. На восприятие рассказа влияют не столько те злоключения, что выпадают на долю героя рассказа, – рефрен призван разбудить ощущение наших собственных болей, которые заглушаются привычкой к окружающему бездушию, отсутствием надежд на то, что жизненный порядок может быть изменен. Переворот, так думал Грачев, должен произойти в самом восприятии людьми действительности. Советская литература воспевала человека-«шестеренку», человека-«винтика»; человек-гвоздь относился к категории людей высшего качества. Система «железных людей» была построена. И Грачев показывал в своих произведениях, каковы взаимоотношения между этими людьми в стране победившего социализма.
В рассказе «Натка» Грачев использует те же методы: анализирует происходящее на молекулярном уровне. Детдомовцев Натку и Сеню притягивает друг к другу. В их отношениях появляются забота, доброта, нежность – то, чего они лишены. Происходит то, что можно назвать естественной регенерацией человеческой морали. Но заводила детдомовских мальчишек установил правило: в свою компанию принимает лишь тех, кто презирает девочек и груб с ними. После внутренней борьбы Сеня подчиняется этому требованию, он хочет быть «как все». Естественное искреннее чувство разрушено. И здесь, в детском мире, социум одерживает над ним победу.
Противопоставление естественного, непосредственного в человеке идеологическому, социальному было общим для новой «молодой литературы» – для прозы Юрия Казакова, В. Аксёнова, Г. Горышина, Б. Сергуненкова, А. Битова, О. Базунова, в стихах раннего Е. Евтушенко, Г. Горбовского. У Рида Грачева оно замечательно точно выражено в стихотворении, написанном в 1962 году.
Среди растений,
стриженных в кружок,
среди прямых
и на ногах стоящих -
наклонное, прозрачное,
дружок,
лишь ты еще подобна настоящим.
Растения
предохраняют тут
от бесконечных повторений,
от преждевременных потуг,
от преждевременных рождений.
Я слышу крик
твоих наклонных рук,
я жду твоих
волшебных превращений...
Я падаю.
Я твой наклонный друг.
Наклонный друг
наклонных ощущений.
Это гимн естественности, непосредственности, перехода от парадигмы «вертикали», волевых порывов – к доверию, к «наклону», происходящему в человеке. Жизнь растений служит образцом «волшебных превращений» человека.
В рассказе «Ничей брат», в повести «Адамчик» главные герои хотят понять, по каким правилам живут люди. Ответа нет. В «Ничьем брате» детдомовец по прозвищу Мясник хочет знать, за что его ударили братья по прозвищу Синяки. Они отвечают ему так:
– Потому что – Пыс!
– Потому что – Дрыс!
В этом необъяснимом недобром мире есть пример, который напрягает мысль маленького мальчика. У детдомовца Кораблева есть старший брат, который дает ему деньги и защищает. В сознании Мясника появляется просвет, в его воображении выстраивается образ «всехного брата». Так и старик Гедали в одноименном рассказе И. Бабеля мечтал об «интернационале добрых людей».
Спросив Грачева о том или ином человеке, часто можно было услышать такой ответ: «Никакой!» В XIX веке русская литература открыла «лишних людей» (Чацкий, Онегин, Печорин, Бельтов...) – с этими персонажами связана целая эпоха становления русского классического реализма. Грачев открывает никакого человека, которого позднее, уже в семидесятые годы, обнаружит и Г. Померанц в статье о человеке «без определений». «Никакой человек» станет героем повести «Кое-что о Мухине» Аркадия Бартова и прототипом многих других персонажей в поэзии и прозе соцарта уже в восьмидесятые годы. «Никакой человек» был продуктом той разрушительной работы, которая началась в стране с первого года большевистского переворота: живые традиционные семейные, религиозные, хозяйственные, этнические, культурные, сословные связи беспощадно разрушались и замещались унифицированной бюрократической командной системой. Ее абсолютное господство было возможно лишь при личной разобщенности людей. Задолго до того, как эта система рухнет, Грачев поставил диагноз: межличностные связи людей лишены нравственных целей и скреп. Отсюда следовал вывод: «...нет и настоящего современного общества. А это значит, что у каждого живущего человека – сознает он или нет – отнято чувство общности с себе подобными, и он оказывается замкнутой изолированной системой» (эссе «Настоящий современный писатель»).
Герой повести «Адамчик» много раз с недоумением повторяет: «Ничего не понимаю! Ничего не понимаю!» Он хочет понять как раз то, что окружающих его людей объединяет, то, к чему бы он мог приобщиться. Название повести знаковое. Как будто не было ни Авеля, ни Каина, ни египетского плена, ни великих пророков. Случайно встреченный Адамчиком человек в разговоре упоминает имя Христа, но оно ему ничего не говорит. Он – чистая возможность, и таков, как его окружение. Его бьют – и он может под настроение ударить, он может быть грубым и отзывчивым, расчетливым и щедрым, работать кое-как и быть старательным. Он воплощает в себе тот нравственный хаос, в который погружено все общество.
Адамчик тянется к тому, что сближает людей. У него повышается самооценка, когда узнает, что его группа крови подходит всем. Он счастлив, когда у него появился друг. Но диалоги между друзьями напоминают диалоги пьес Э. Ионеско:
– Слушай, друг, меня один кирюха обжулил, когда я мотоцикл покупал!
– А у меня есть мотороллер.
– Друг, видишь, Юрка пошел? У него импульсы.
– А у меня папа офицер. Полковник... и т. д.
Не случайно в конце повести появляется глухонемой – Гриша. Гриша обходится без слов – работает на конвейере и мычит. Отсутствие речи ему не мешает. «Ты молодец, – говорит ему Адамчик. – Ты, Гриша, парень хоть куда...»
Грачев уже в начале шестидесятых увидел: состояние советского общества таково, что оно не способно ни осознать, ни выразить, ни тем более разрешить свои запущенные проблемы. Если тема бюрократизма в советской литературе трактовалась, как бездушный консерватизм и формализм, противодействующие «воле партии», «инициативе народных масс», молодой писатель видел, что официалыцина пустила корни в эти массы, вытеснила собственно общественные нормы, основанные на уважении личности и ее интересов, боязни общественного осуждения. Этим, думается, объясняется особенность творческой биографии Грачева. Он не стал сатириком, хотя несколько его рассказов – «Научный случай», «Молодость», «Нет голоса», «Диспут о счастье» – написаны под ощутимым влиянием зощенковской иронии и издевки. Нет смысла поносить и высмеивать слабости больного.
Проза Грачева обрывается на рассказе «Будни Логинова» (первоначальное название «Смерть Логинова») – опыте художественного исследования современника, обжившегося в кабинетах власти. Аморальность, потребительство, зашоренность сознания разлагают правящий класс. Кризис власти – часть того кризиса, который охватил страну. На этом пессимистическом итоге Грачев не останавливается. В конце шестидесятых годов пишет цикл эссе, в которых излагает свое видение исторической ситуации и перспективы выхода из кризиса.
Грачев разделяет убеждение Сент-Экзюпери, что главная проблема времени – проблема человеческих отношений. Понимая эту проблему прежде всего как проблему общения, в эссе «Настоящий современный писатель» он пишет: «Есть только один тип человека в обществе, живущего в непрерывном диалоге с современниками. Это писатель. <...> Писатель – не химера, не выдумка... Писатель есть сущность, неотъемлемая от жизни... Писателя нельзя синтезировать, его нельзя заказать, его нельзя утвердить, его нельзя и запретить... Нет настоящего современного писателя, нет и настоящего современного общества».
Это эссе яркий пример литературоцентристского мышления. Литература Грачевым понимается как духовный авангард нации, который ее формирует и ее культурно-историческое развитие направляет. Вместе с тем, для «настоящего писателя» нужно создать необходимые условия: «...нужна культура отношений, делающая возможным его свободное участие в духовной жизни общества...». И, следовательно, кто-то и что-то, кроме «настоящего писателя» и литературы, должны преобразовать общество, раскрепостить духовную жизнь, чтобы этот писатель вышел наконец на арену. Это очевидное противоречие объясняется еще не окончательно утраченной верой в то, что власть способна воспринимать полезные для страны подсказки. Эту веру в «социализм с человеческим лицом» разделяли многие шестидесятники. С этой утопией Грачев вскоре расстанется, что видно по эссе, написанным, по-видимому, позднее. Он задаст советской власти вопрос: «Кто убил народную душу? Кто превратил школу, печать, огромный издающий аппарат в памятник русской литературе – кровавой ране русской души?» В главном Грачев был прав: духовная автократия литературы в России является историческим фактом не только в дореволюционной период. Ход событий подтверждал, что именно «настоящие писатели» окажутся для многомиллионной страны в послесталинское время посредником между «общезначимым» содержанием и читателями.
Вокруг повести Эренбурга «Оттепель», вокруг «Доктора Живаго» Пастернака, журналов «Юность» и «Новый мир», дела Бродского, процесса над Синявским и Даниэлем, судьбы и творчества Солженицына завязываются узлы, вызывающие пробуждение и развитие общественной мысли. «Настоящие писатели» возвратили советскому читателю спасительное чувство достоверности, равноценное возвращению слепому зрения. В семидесятые годы неподцензурная литература стала многозначным фактором независимого духовного развития общественного самосознания страны.
В шестидесятые годы Грачев скептически реагировал на идею писательской солидарности. Возможно, в семидесятые он, напротив, был бы ее пропагандистом.
Писатель читал «Переписку из двух углов» Вячеслава Иванова и Михаила Гершензона и знаменитый сборник «Вехи», в центре которых тема интеллигенции. В лучшем своем сочинении «Значащее отсутствие» многозначительна двойственность его утверждений – с одной стороны, он заявляет, интеллигенции нет, с другой: «Мы должны добиться прекращения преследований интеллигенции... Мы должны позволить оставшимся в живых интеллигентам высказаться по основным вопросам жизни. <...> Хватит доверять моральным паразитам, эксплуатирующим разум, волю и труд». Грачев, как видим, выступил против позиции авторов «Вех», и против Гершензона в споре с В. Ивановым. Будущее страны он связывал с деятельностью интеллигенции и победой культуры над стихийными качаниями истории.
Эссе написано на изломе духовной эволюции страны: интеллигенция отсутствует – нет тех, кто взял бы на себя жертвенную миссию заговорить от имени молчаливого большинства замордованного населения, но интеллигенция есть, она уже существует, поскольку появились люди, осознавшие свою ответственность за других в годину нравственного и духовного обнищания человека. Интеллигент в сознании Грачева сливался по задачам с миссией «настоящего писателя». Статья Грачева но времени опережала знаменитую статью Солженицына «Образованщина» с той же постановкой вопроса. И Рид Грачев, и Александр Солженицын были среди первых русских интеллигентов – носителей идей радикальной реформации страны.
Почти весь период продуктивной творческой биографии писателя связан с именем Сент-Экзюпери: он его переводит, комментирует, защищает отложных толкований, а публикации от купирования. Что общего между бывшим детдомовцем и аристократом, безработным журналистом и известным писателем? Грачев открыл в творческой личности Экзюпери близкую ему «тревогу ума». Несколько раз в эссе он развивает мысль: человеческий опыт важен не сам по себе, а заключенным в нем смыслом. Собственно, все эссе Грачева есть осмысление жизненных переживаний, о которых с замечательной достоверностью он рассказывал в своих прозаических произведениях. В эссе «Настоящий современный писатель» он утверждал, писателю грозит опасность: «нагромождение впечатлений» подавляет «преобразующую функцию сознания писателя». Им выстраивается ряд таких зависимостей: функция писателя – вести диалог с обществом; этот диалог имеет смысл лишь тогда, когда содержит «жизненно важную информацию»; эта информация – осмысление общих для людей проблем; понимание людьми своих общих проблем – формирует общество. Интеллигенция – это первые и ответственные носители общественного сознания. Грачев прошел этот путь настоящего писателя и интеллигента.
Рид Грачев, как многие молодые писатели, входившие в литературу в пятидесятые – начале шестидесятых годов, начинал с демонстративного вызова окружающей действительности. Макс Штирнер – один из идеологов экзистенциального бунта – писал об атараксии – непреклонности, бесстрашии, силе сопротивления всем авторитетам – семье, церкви, государству. В России ревизия существующего жизнеустройства вела к неутешительным выводам. Бродский напишет о «зоркости к вещам тупика». Р. Грачев, его современник, в середине шестидесятых идет дальше – декларирует концепцию духовного сопротивления. Однако растущее чувство одиночества, скептицизм, тяжелая болезнь остановили деятельность этого выдающегося представителя идейного и нравственного реформизма.
_______________________
1 Рид Грачев. Ничей брат. Эссе, рассказы. М.: Слово/Slovo, 1994.
(История ленинградской неподцензурной литературы: 1950–1980-е годы. Сборник статей. СПб.: Деан, 2000.)