Речь о Татьяне Никольской

Корнелия Ичин

Не так много литературоведов, с именем которых связана целая эпоха и целая область исследований. Если говорить о 1970-х, о ленинградском андеграунде, о русском и грузинском авангарде, на поверхность нашего сознания сразу выплывает  имя Татьяны Никольской . Живой интерес к авангарду определил ее первые исследования, посвященные творчеству обэриута Константина Вагинова, однако пыл, энтузиазм и усердие в изучении русской авангардной литературы не то, что не иссякали, они со временем усиливались.

В середине 1970-х это привело Татьяну Никольскую в область изучения русского и грузинского авангарда периода грузинской независимости (1918–1921). Выучив грузинский язык, Татьяна Никольская стала первым исследователем кавказского авангарда, специфики сотрудничества грузинских поэтов и художников, объединенных в группу «Голубые роги», и русских поэтов и художников, создавших группу «41°». На протяжении нескольких десятилетий Татьяна Никольская со страстью ученого-первопроходца раскрывала нам русско-грузинские культурные взаимосвязи в Тифлисе, знакомила с неизвестными или забытыми именами двух культур, печатала статьи, основанные на редких газетных и журнальных публикациях на русском и грузинском языках. Книга, посвященная Тифлису 1918 – 1921 годов «Фантастический город» (Москва, «Гилея», 2000), стала настольной для всех, кто интересуется данной тематикой, ее автор – неприкосновенным авторитетом, к которому следует обращаться, чтобы раздобыть достоверную информацию. Результатом ее исследований тифлисского авангарда стали и публикации сочинений Игоря Терентьева, снабженные необходимым комментарием (совместно с Марцио Марцадури, Болонья, издательство Университета, 1988), а также поэта Юрия Марра (Москва, «Гилея», 1995). Интерес к грузинскому авангарду, который резко повысился за последние два десятилетия, бесспорно, можно отнести к фундаментальным работам Никольской: вслед за ней, ряд искусствоведов, коллекционеров, литературоведов возрождал творчество братьев Ильи и Кирилла Зданевичей, Ладо Гудиашвили, Юрия Дегена, искусство грузинской авангардной книги и издательской деятельности в контексте русского и европейского авангарда.

Исследуя культурный, исторический, биографический контексты творчества писателей, Татьяна Никольская показала, насколько важно знать всевозможные пласты существования автора, его круга общения, литературно-художественного объединения, города, страны, чтобы с максимальной точностью обрисовать их путь. Об этом красноречиво говорит заглавие ее книги «Авангард и окрестности» (Санкт-Петербург, «Иван Лимбах», 2002), объединившей под одной обложкой статьи о поэтах авангарда и авторах «второй прозы» 1920-х, с одной стороны, и воспоминания о современниках Бродском, Довлатове, Хвостенко, Егунове – с другой. Свой писательский талант Татьяна Никольская проявила именно в мемуарной прозе, которая была опубликована в 3 книгах издательством «Юолукка»: «Спасибо, что вы были» (1914), «Еще раз – спасибо» (2017) и «О Грузии» (2021). В них живыми предстают Анна Ахматова, Ида Наппельбаум и Игорь Бахтерев, поэты 1910-х – 1920-х, представители ленинградской «второй культуры» 1970-х Виктор Кривулин, Лев Лосев, Владимир Уфлянд, грузинские писатели Звиад Гамсахурдиа и Мераб Костава. Татьяне Никольской удалось стать связью времен, мостом между началом ХХ и началом ХХвека.

Со всей к грузинскому авангарду любовью, оснащенной знаниями о русской культуре, о родном городе Петербурге и родном ее душе Тбилиси, Татьяна Никольская в многочисленных статьях, в выступлениях на международных конференциях, в лекциях в публичном пространстве воссоздала уникальный мир ушедшей эпохи, который оставляет нам в наследие.

Поэтому хотелось бы от всей души поздравить Татьяну Львовну Никольскую с премией Андрея Белого и поблагодарить за всю проделанную работу на протяжении десятилетий.

დიდი მადლობა ყველაფრისთვის!