Чёрное стекло Леона Л. Богданова
вроде, и знаю – не хуже-ближе (дольше) михнова, алкоголика, но между нами стояла чёрного стекла стена наркоты
1967...
приходится заниматься “ИСТОРИЕЙ искусств” поскольку “современников”, в большинстве, уже нет (и те – далече), а память – вещь необычайно хрупкая, фрагментарная и лживая вероятно, встретился я с леоном богдановым, “элликом”, в помянутом 1967-м около того где-то в том году состоялось знакомство с эрлем “эллики и эрлики”, как называл их я документация пошла позднее
во всяком случае, историческое фото эрля и эллика снято гран-борисом /кудряковым/ – 28 июня 1970, “на манежной площади около малой садовой”
и снабжено двумя автографами – эрля и эллика – непонятных поздейших лет (1972?),см. “Антологию новейшей русской поэзии у Голубой лагуны”, том 4А
1970-м же “датируется” мой единственный визит к эллику на блохина, с моей женой, “мышью” (она же – ЭКП)когда лишь я и смог – воочию – наблюдать его “творческий метод”
комнатушка, с немытыми стёклами, диван (прожжёный) и горелая дырка в полу, около него: эллик заснул с косячком или с сигаретой (или – он курил “беломор”? – пригодный для того и того?)
по стенкам, вроде бы, ничего: грязные обои (всяко: “окантованных картин”, обычных в мастерской-студии – не было) был угощён чифирём, в белом эмалированном ковшике – по меньшей мере, “квартом” (слой чая занимал три четверти посудины)
деньги – малые, пенсионные (по шизе) и малые же случайные приработки – уходили на индийский чай (38 коп. пачка?) и афганский гашиш-планчик (рупь – косяк, кодеин при этом стоил сущие копейки, и в 60-х – без рецепта ещё)
пельмени – 40 коп., пачка (гнида-овчина, он же нынешний коммерсушник №2, художник в.а.овчинников, их называл “акридами”, коими в пустыне монаси-схимники питались)
хлеб – 14 копеек буханка, формовой (и круглый, в ту же цену или чуть дороже – 16?)
на кисти-краски и холсты-бумагу – оставался голый и абсолютный ноль
(изобретённый индусами, коего востока знатоком и поклонником, “ориенталистом”, как и михнов – был, в своей “дзеновой прозе”, эллик)
где там стояла оцинкованная детская ванночка (или – стиральное корыто?) – в коммунальной ванной ли, но не в комнате – не упомню
в корыте были свалены листы “мусорной бумаги”: тетрадочной, альбомной, просто какой-то обёрточной, разного формата и текстуры
“я, говорит, засыпаю их анилиновыми красками (2 копейки – или 29? – пакетик), потом порошку алюминиевого, которым фонарные стобы красят – и размешиваю
на готовые мокрые листы налепляю таблетки от шизофрении – от них жёлтый ореольчик остаётся”
потом по полу рядами раскладывались все – сотня – листов
эллик смотрел – и выбрасывал ровно 90%, оставляя 10
когда из десяти десятков складывалась очередная сотня – следовал новый (окончательный?) селекционный отбор
в результате, пришедший на мою выставку “23-х” михнов-войтенко – увидел с полдюжины работ эллика (вертикальный ряд, за скудостью места) – и сказал, на одну: “д-дааа...” (и помню – на какую, есть где-то в слайдах)
работы были из собрания эрля
два ведущих абстракциониста, участвуя в моей выставке 1974-го работами – ни на открытии, ни далее – лично не появлялись
михнов уже был “антисоциабелен”, а эллик, не исключено, находился в больничке-дурке
в тот единовременный визит 70-го – эллик не возражал, когда я отобрал пачку работ (из подвергшихся селекции, аннулированных)
на старо-невском, в своей комнате в коммуналке – “мышь” изобразила по лету 1970 (к нашей запоздавшей свадьбе) – коллажи из элликовых работ, по стенам: кресты из “кругов” (эллик явно пользовал – лабораторные фильтры), композиции из прямоугольных листов абстракции красно-сине-фиолетовых тонов (анилин), с блёстками алюминиевого порошка
7 работ эллика (одна – с фильтрами и таблетками, похоже) – чудом сохранились, поскольку были “окантованы” (наклеены на дешёвый полукартон, кальсонного цвету), все – “начала лета 1970” (поскольку к свадьбе в августе – они уже висели, на старо-невском)
остальная полусотня “неокантованных” – вероятно, погибла (поскольку матушка моя – никогда не была “поклонницей пикассо”, выросши на клевере и рерихе)
дело “исхуйствоедов” – разбирать абстрактные композиции эллика (магрит или мондриан?), равно и михнова-войтенко – и пишут уже (спохватились)
моё дело было – запомнить и полюбить художника эллика (леона л.) богданова – в мои немногие с ним эпизодические встречи 1970?-1975 и сохранить хоть 7 его работ
вру: у нортона в коллекции сохранилась (от меня) элликова работа “со штампами”, единственная имеющаяся в его музее циммерли-ратгерз:
где-то эллик раздобыл какие-то допотопные монетные(?) клише – с двухголовым орлом и надписью допетровской кириллицей (диаметром в 5 и 10 см! – щас смерил), и тискал таковые на чём ни попадя (на заливках тушью и акварелью, или анилине)
белую рубашку, украшенную чёрными оттисками этих клише (подарок к свадьбе?) – мать моя с возмущением выкинула
присутствал, как бы, элемент коллажа – и шрифтов
и это тоже мне помнится – все 33 года, треть века
его рисунки, представляющие тоже несомненный интерес – помнятся мне меньше (а видел – немало), нежели эти ташистские заливки анилином – и “жёлтенькие таблеточки от шизофрении”, равно и орлиные штампы
для меня леон л. богданов – всегда был “антиподом” михнова-войтенко: там где женя организовывал дисциплинированный “жест”, эллик организовывал “случай”
пальчиком в небо: тык – не попал... тык, тык – попал!...
михнов пальчиком в небо не тыкал, он его создавал
но эллик, своей организацией “случайного”, безошибочным методом “эстетического отбора” – удивлял меня ещё больше
жаль, что с ровесником (он, вроде, 1941) – встретившись всерьёз в 30 лет – мне, практически, не удалось пообщаться
по причине сугубой разности кайфов: алкоголического (у меня) и наркотического (у него)
хотя повязаны мы были – “всеми нитками” (см. в Ант.):
“эллик и ентин чесались у меня на кушетке, как стадо обезьян, после коды с планом” (том 2А)
“эллик, забивая косячок в катькином садике, в январе – обнаружил под скамейкой в дупель пьяного глеба горбовского, и доставил его домой, на пушкинскую
“а ведь если б это был не я – я бы замёрз!”, – серьёзно прокомментировал мне глебушка отчёт об этом событии” (том 1)
эллик, как художник и прозаик – присутствует у меня аж в двух томах: 4А и 5Б
и доброй полусотней расползшихся по миру (и невем куда) – литографированных и маслом портретов работы легендарной герды неменовой – виденных у неё в период написания и рисования моего
эллик был её любимейшей “моделью”
странно, но эрля она практически не рисовала (или – не видел?)
лицо у эллика было прекрасное, боговдохновенное, тонкое
даже в период последних съёмок наших, с фотографом геной приходько, в 75-м – когда эллика уже довела наркота, пополам с шизофренией
далее см. – ненаписанные воспоминания эллы липпы, эрля, галецкого, михнова-войтенко, горбовского, кулакова/виньковецкого, ентина, славинского, аронзона/альтшулера, хвоста/волохонского, миронова/макринова, левитина и бровиной – всего нашего, не столь уж и узкого, круга
и следующего уже поколения – кирилла козырева, и?...
/8 февраля 2002/
[ИЗ ПИСМА ХУДОЖНИКУ ГРОБМАНУ, ИЗДАТЕЛЮ “ЗЕРКАЛА”, 1996]
"... а давай, я дам материал по герте неменовой, ученице ларионова-гончаровой? я её любил и она меня писала /портрет – хоть в фото – тщетно тщатся достать: сын жопой сидит на наследстве/, её мемуары тиснуты, и гранин-гнида, и русаков-гусаков из русского – уже потщились, а она была – живая. а не мумия...
рисуночек вот сейчас её – валя левитин прислал /единственный, вроде, оставшийся серьёзный художник во всём коммерсушном питере.../, но он с жопой-басиным в какие-то «числа» играет – понять не могу, сплошная кабаллистика... мандала – НЭ знаю. мандолина и манда – пожалуйста.
ненавижу искуствоведение.
ладно, нужно – не нужно, буду писать о герде... она того стоит."
(GROB96IZ.FEB.UTF /Гробману в Изариль/
наутро вечером после 23-го февраля 1996)
ответу не было (как всегда)
2002
... о гердочке я так и не написал
/9 февраля 2002/
АКАДЕМИЧЕСКИЙ “ПОСТСКРИПТУМ”
в двухтомнике “абстракция в россии, ХХ век”, “palace edition”, 2001
(“Печатается по решению Ученого совета Государственного Русского музея”)
два абстракциониста 1960-70-х, богданов и галецкий – не значатся и не присутствуют (хотя все их друзья – там: перечисленные выше, мною)
при сотнях листов и десятках репродукций коммерсухи-декоративухи “восьмидерастов и девяностников”: сотни имён
составители: парторг музея е.петрова, художник-фарца и.киблицкий (москвич, гражданин фрг) и нарисовавшийся в 80-х куратор “новых и диких” а.боровский
откуда им знать? (им – не за это “деньги плотют”: см. историю с ограблением киблицкого в аэропорту, середина-конец 90-х, пресса)
– оптимистический “постскриптум”...
... не включены абстракционисты 60-х а.товбин и б.николащенко (имеются, от меня, в музее нортона) – при наличествующем их друге г.элинсоне (одной почеркушкой)
абстрактые работы е.есауленко есть, его соратника м.шемякина – нету
анатолий васильев есть – олега лягачева нету, его “семиотических абстракций” 70-х
и всё это – круг “метафизического синтетизма” конца 60-х шемякина/в.иванова (которого последнего тоже нету), учеников имеющегося в двухтомнике м.шварцмана
(а также а.геннадиева, в.макаренко; и.росса, а.путилина, танцовавших в 70-х от шемякина и нуссберга, с моей подачи, – и а.глумакова, донецк)
“стерлиговцы” 60-70-х – практически, не представлены, как и сам в.в.стерлигов (и жена его т.н.глебова, ученица п.н.филонова)
суетин/лепорская есть – ильи чашника нету, равно и л.хидекеля (которого сейчас стало что-то много, на западе); владимира издебского – само собой нет (хотя его скульптуры и картины, через меня, вернулись – в русский музей)
куда уж там богданову-галецкому
отсутствуют в.вейсберг, в.бахчанян, о.васильев (соавтор э.булатова), ю.соостер, – имена неслабые, хотя москву я знаю слабо
в.бруй, э.мосиэв (выставлявшие-продававшие абстракции в лавке художника, в 60-х-70-х)
нет олега соханевича, легендарного скульптора и абстракциониста 60-х
отсутствуют а.кедрин (ташкент), л.межберг и л.дульфан, /в.наумец, д.дымшиц, в.стрельников, в.сазонов, е.петренко, л.ястреб/ (одесса)...
вся прибалтика, закавказье, молдавия, львов – где гнездилась и выживала неслабая абстракция, с довоенных лет...
похоже, издание осуществлено по принципу совковой “фарцы”: раздуть-истэблишировать рынок на коммерсуху конца века, поставив их в ряд – с кандинским-малевичем
на западе – схарчают (там и не такое говно едят, и даже – в натуральном виде: консервированное, “от манцони”)
впечатление – что платили сами художники, для рекламы
хотя издание осуществлялось – на американские деньги (киблицкий звонил мне из нью-йорка пару зим назад, изъясняя, что выбивает деньги на проект по художникам)
чёткие пропорции: 20% авангарда 20-х, 10-15% – 60-х, остальные две трети (а то и три четверти) – коммерсухи-попсы 90-х
то ли они с боровским собираются подторговывать даренным говнецом (за выставку михнова в мраморном – приходько расплатился дюжиной работ жени, 2-3 пошли лично боровскому), и готовят “рынок”
то ли это – “идеологическая диверсия” против запада:
“в россии лопнула канализация, и всё говно хлынуло на запад”
(лев халиф, устное, конец 70-х)
всяко, припахивает
(хоть и – “своё, родное” – анекдотом про папашу и обкакавшуюся у него на голове девочку)
мне это нюхать – уже никак не хочется
подышу – элликом (до музея), и – михновым, оставшимся: кулаков весь уже там...
/8 февраля 2002/