Чёрное стекло Леона Л. Богданова

Константин К. Кузьминский

вроде, и знаю – не хуже-ближе (дольше) михнова, алкоголика, но между нами стояла чёрного стекла стена наркоты

1967...

приходится заниматься “ИСТОРИЕЙ искусств” поскольку “современников”, в большинстве, уже нет (и те – далече), а память – вещь необычайно хрупкая, фрагментарная и лживая вероятно, встретился я с леоном богдановым, “элликом”, в помянутом 1967-м около того где-то в том году состоялось знакомство с эрлем “эллики и эрлики”, как называл их я документация пошла позднее

во всяком случае, историческое фото эрля и эллика снято гран-борисом /кудряковым/ – 28 июня 1970, “на манежной площади около малой садовой”

и снабжено двумя автографами – эрля и эллика – непонятных поздейших лет (1972?),см. “Антологию новейшей русской поэзии у Голубой лагуны”, том 4А

1970-м же “датируется” мой единственный визит к эллику на блохина, с моей женой, “мышью” (она же – ЭКП)когда лишь я и смог – воочию – наблюдать его “творческий метод”

комнатушка, с немытыми стёклами, диван (прожжёный) и горелая дырка в полу, около него: эллик заснул с косячком или с сигаретой (или – он курил “беломор”? – пригодный для того и того?)

по стенкам, вроде бы, ничего: грязные обои (всяко: “окантованных картин”, обычных в мастерской-студии – не было) был угощён чифирём, в белом эмалированном ковшике – по меньшей мере, “квартом” (слой чая занимал три четверти посудины)

деньги – малые, пенсионные (по шизе) и малые же случайные приработки – уходили на индийский чай (38 коп. пачка?) и афганский гашиш-планчик (рупь – косяк, кодеин при этом стоил сущие копейки, и в 60-х – без рецепта ещё)

пельмени – 40 коп., пачка (гнида-овчина, он же нынешний коммерсушник №2, художник в.а.овчинников, их называл “акридами”, коими в пустыне монаси-схимники питались)

хлеб – 14 копеек буханка, формовой (и круглый, в ту же цену или чуть дороже – 16?)

на кисти-краски и холсты-бумагу – оставался голый и абсолютный ноль

(изобретённый индусами, коего востока знатоком и поклонником, “ориенталистом”, как и михнов – был, в своей “дзеновой прозе”, эллик)

где там стояла оцинкованная детская ванночка (или – стиральное корыто?) – в коммунальной ванной ли, но не в комнате – не упомню

в корыте были свалены листы “мусорной бумаги”: тетрадочной, альбомной, просто какой-то обёрточной, разного формата и текстуры

“я, говорит, засыпаю их анилиновыми красками (2 копейки – или 29? – пакетик), потом порошку алюминиевого, которым фонарные стобы красят – и размешиваю

на готовые мокрые листы налепляю таблетки от шизофрении – от них жёлтый ореольчик остаётся”

потом по полу рядами раскладывались все – сотня – листов

эллик смотрел – и выбрасывал ровно 90%, оставляя 10

когда из десяти десятков складывалась очередная сотня – следовал новый (окончательный?) селекционный отбор

в результате, пришедший на мою выставку “23-х” михнов-войтенко – увидел с полдюжины работ эллика (вертикальный ряд, за скудостью места) – и сказал, на одну: “д-дааа...” (и помню – на какую, есть где-то в слайдах)

работы были из собрания эрля

два ведущих абстракциониста, участвуя в моей выставке 1974-го работами – ни на открытии, ни далее – лично не появлялись

михнов уже был “антисоциабелен”, а эллик, не исключено, находился в больничке-дурке

в тот единовременный визит 70-го – эллик не возражал, когда я отобрал пачку работ (из подвергшихся селекции, аннулированных)

на старо-невском, в своей комнате в коммуналке – “мышь” изобразила по лету 1970 (к нашей запоздавшей свадьбе) – коллажи из элликовых работ, по стенам: кресты из “кругов” (эллик явно пользовал – лабораторные фильтры), композиции из прямоугольных листов абстракции красно-сине-фиолетовых тонов (анилин), с блёстками алюминиевого порошка

7 работ эллика (одна – с фильтрами и таблетками, похоже) – чудом сохранились, поскольку были “окантованы” (наклеены на дешёвый полукартон, кальсонного цвету), все – “начала лета 1970” (поскольку к свадьбе в августе – они уже висели, на старо-невском)

остальная полусотня “неокантованных” – вероятно, погибла (поскольку матушка моя – никогда не была “поклонницей пикассо”, выросши на клевере и рерихе)

дело “исхуйствоедов” – разбирать абстрактные композиции эллика (магрит или мондриан?), равно и михнова-войтенко – и пишут уже (спохватились)

моё дело было – запомнить и полюбить художника эллика (леона л.) богданова – в мои немногие с ним эпизодические встречи 1970?-1975 и сохранить хоть 7 его работ

вру: у нортона в коллекции сохранилась (от меня) элликова работа “со штампами”, единственная имеющаяся в его музее циммерли-ратгерз:

где-то эллик раздобыл какие-то допотопные монетные(?) клише – с двухголовым орлом и надписью допетровской кириллицей (диаметром в 5 и 10 см! – щас смерил), и тискал таковые на чём ни попадя (на заливках тушью и акварелью, или анилине)

белую рубашку, украшенную чёрными оттисками этих клише (подарок к свадьбе?) – мать моя с возмущением выкинула

присутствал, как бы, элемент коллажа – и шрифтов

и это тоже мне помнится – все 33 года, треть века

его рисунки, представляющие тоже несомненный интерес – помнятся мне меньше (а видел – немало), нежели эти ташистские заливки анилином – и “жёлтенькие таблеточки от шизофрении”, равно и орлиные штампы

для меня леон л. богданов – всегда был “антиподом” михнова-войтенко: там где женя организовывал дисциплинированный “жест”, эллик организовывал “случай”

пальчиком в небо: тык – не попал... тык, тык – попал!...

михнов пальчиком в небо не тыкал, он его создавал

но эллик, своей организацией “случайного”, безошибочным методом “эстетического отбора” – удивлял меня ещё больше

жаль, что с ровесником (он, вроде, 1941) – встретившись всерьёз в 30 лет – мне, практически, не удалось пообщаться

по причине сугубой разности кайфов: алкоголического (у меня) и наркотического (у него)

хотя повязаны мы были – “всеми нитками” (см. в Ант.):

“эллик и ентин чесались у меня на кушетке, как стадо обезьян, после коды с планом” (том 2А)

“эллик, забивая косячок в катькином садике, в январе – обнаружил под скамейкой в дупель пьяного глеба горбовского, и доставил его домой, на пушкинскую

“а ведь если б это был не я – я бы замёрз!”, – серьёзно прокомментировал мне глебушка отчёт об этом событии” (том 1)

эллик, как художник и прозаик – присутствует у меня аж в двух томах: 4А и 5Б

и доброй полусотней расползшихся по миру (и невем куда) – литографированных и маслом портретов работы легендарной герды неменовой – виденных у неё в период написания и рисования моего

эллик был её любимейшей “моделью”

странно, но эрля она практически не рисовала (или – не видел?)

лицо у эллика было прекрасное, боговдохновенное, тонкое

даже в период последних съёмок наших, с фотографом геной приходько, в 75-м – когда эллика уже довела наркота, пополам с шизофренией

далее см. – ненаписанные воспоминания эллы липпы, эрля, галецкого, михнова-войтенко, горбовского, кулакова/виньковецкого, ентина, славинского, аронзона/альтшулера, хвоста/волохонского, миронова/макринова, левитина и бровиной – всего нашего, не столь уж и узкого, круга

и следующего уже поколения – кирилла козырева, и?...

/8 февраля 2002/

[ИЗ ПИСМА ХУДОЖНИКУ ГРОБМАНУ, ИЗДАТЕЛЮ “ЗЕРКАЛА”, 1996]

"... а давай, я дам материал по герте неменовой, ученице ларионова-гончаровой? я её любил и она меня писала /портрет – хоть в фото – тщетно тщатся достать: сын жопой сидит на наследстве/, её мемуары тиснуты, и гранин-гнида, и русаков-гусаков из русского – уже потщились, а она была – живая. а не мумия...

рисуночек вот сейчас её – валя левитин прислал /единственный, вроде, оставшийся серьёзный художник во всём коммерсушном питере.../, но он с жопой-басиным в какие-то «числа» играет – понять не могу, сплошная кабаллистика... мандала – НЭ знаю. мандолина и манда – пожалуйста.

ненавижу искуствоведение.

ладно, нужно – не нужно, буду писать о герде... она того стоит."

(GROB96IZ.FEB.UTF /Гробману в Изариль/

наутро вечером после 23-го февраля 1996)

ответу не было (как всегда)

2002

... о гердочке я так и не написал

/9 февраля 2002/

АКАДЕМИЧЕСКИЙ “ПОСТСКРИПТУМ”

в двухтомнике “абстракция в россии, ХХ век”, “palace edition”, 2001

(“Печатается по решению Ученого совета Государственного Русского музея”)

два абстракциониста 1960-70-х, богданов и галецкий – не значатся и не присутствуют (хотя все их друзья – там: перечисленные выше, мною)

при сотнях листов и десятках репродукций коммерсухи-декоративухи “восьмидерастов и девяностников”: сотни имён

составители: парторг музея е.петрова, художник-фарца и.киблицкий (москвич, гражданин фрг) и нарисовавшийся в 80-х куратор “новых и диких” а.боровский

откуда им знать? (им – не за это “деньги плотют”: см. историю с ограблением киблицкого в аэропорту, середина-конец 90-х, пресса)

– оптимистический “постскриптум”...

... не включены абстракционисты 60-х а.товбин и б.николащенко (имеются, от меня, в музее нортона) – при наличествующем их друге г.элинсоне (одной почеркушкой)

абстрактые работы е.есауленко есть, его соратника м.шемякина – нету

анатолий васильев есть – олега лягачева нету, его “семиотических абстракций” 70-х

и всё это – круг “метафизического синтетизма” конца 60-х шемякина/в.иванова (которого последнего тоже нету), учеников имеющегося в двухтомнике м.шварцмана

(а также а.геннадиева, в.макаренко; и.росса, а.путилина, танцовавших в 70-х от шемякина и нуссберга, с моей подачи, – и а.глумакова, донецк)

“стерлиговцы” 60-70-х – практически, не представлены, как и сам в.в.стерлигов (и жена его т.н.глебова, ученица п.н.филонова)

суетин/лепорская есть – ильи чашника нету, равно и л.хидекеля (которого сейчас стало что-то много, на западе); владимира издебского – само собой нет (хотя его скульптуры и картины, через меня, вернулись – в русский музей)

куда уж там богданову-галецкому

отсутствуют в.вейсберг, в.бахчанян, о.васильев (соавтор э.булатова), ю.соостер, – имена неслабые, хотя москву я знаю слабо

в.бруй, э.мосиэв (выставлявшие-продававшие абстракции в лавке художника, в 60-х-70-х)

нет олега соханевича, легендарного скульптора и абстракциониста 60-х

отсутствуют а.кедрин (ташкент), л.межберг и л.дульфан, /в.наумец, д.дымшиц, в.стрельников, в.сазонов, е.петренко, л.ястреб/ (одесса)...

вся прибалтика, закавказье, молдавия, львов – где гнездилась и выживала неслабая абстракция, с довоенных лет...

похоже, издание осуществлено по принципу совковой “фарцы”: раздуть-истэблишировать рынок на коммерсуху конца века, поставив их в ряд – с кандинским-малевичем

на западе – схарчают (там и не такое говно едят, и даже – в натуральном виде: консервированное, “от манцони”)

впечатление – что платили сами художники, для рекламы

хотя издание осуществлялось – на американские деньги (киблицкий звонил мне из нью-йорка пару зим назад, изъясняя, что выбивает деньги на проект по художникам)

чёткие пропорции: 20% авангарда 20-х, 10-15% – 60-х, остальные две трети (а то и три четверти) – коммерсухи-попсы 90-х

то ли они с боровским собираются подторговывать даренным говнецом (за выставку михнова в мраморном – приходько расплатился дюжиной работ жени, 2-3 пошли лично боровскому), и готовят “рынок”

то ли это – “идеологическая диверсия” против запада:

“в россии лопнула канализация, и всё говно хлынуло на запад”

(лев халиф, устное, конец 70-х)

всяко, припахивает

(хоть и – “своё, родное” – анекдотом про папашу и обкакавшуюся у него на голове девочку)

мне это нюхать – уже никак не хочется

подышу – элликом (до музея), и – михновым, оставшимся: кулаков весь уже там...

/8 февраля 2002/

http://kkk-plus.ru/bogdanov.htm